Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения. Дополнительные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения и их характеристика

Среди дополнительных форм организации обучения следует выделить дополнительные занятия, консультации, домашнюю самостоятельную работу учащихся, учебные конференции, лекции, семинарские занятия, практикумы или практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

Учебная конференция является редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция , адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Практикумы, или практические занятия , применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся.

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.

Экскурсии представляют собой такую форму организации обучения, в процессе которой учащиеся посещают естественные (природные), хозяйственно-промышленные, культурные и общественные объекты с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера.

Коллоквиум (от лат. colоlguium – разговор, беседа) связан с проверкой теоретической готовности школьника к проведению практических занятий (например, по физике, химии, биологии, труду).

Зачет как дополнительная форма организации обучения проводится по отдельным разделам учебного предмета в соответствии с программными требованиями (объем знаний и практических умений и навыков).

Экзамены могут быть выпускными и квалифицированными. Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия.

К вспомогательные формам организации обучения относятся те формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Диагностика качества обучения – это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.

Диагностика качества обучения направлена на реализацию следующих функций:

· образовательной;

· стимулирующей;

· аналитико-корректирующей;

· воспитывающей и развивающей;

· контрольной.

Проверка в структуре диагностики качества обучения – это процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно- познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Учет в структуре диагностики качества обучения – это фиксирование и приведение систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями, умениями и навыками и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Материал обработан и составлен: Ступак Валентиной, Судаковой Анной

Вспомогательные формы организации обучения

Дополнительное образование - это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности , которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы . Такие занятия начинаются во второй половине дня, что не мешает основной учебной деятельности учащихся.

Формы дополнительного образования (художественная и изобразительная деятельность). К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями:

Кружок - группа лиц с общими интересами , объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Кружок пения, танцев, изобразительного искусства. Драматический, литературный, шахматный кружок. Срок действия кружка ограничен

Студия - школа, готовящая художников или актёров. Обязательно программное обеспечение на несколько лет.

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). На занятиях изобразительным искусством самостоятельной практической работой учащихся и самим факультативом может быть лепка, или оригами, или что-нибудь из области ДПИ и т.п.

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.



Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия , предполагают определенную программу деятельности . Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей , изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности , развития инициативы и самодеятельности детей , романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Кружковая работа в школе является одной из важнейших частей учебно – педагогического процесса, направленная на создание условий для развития личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей , потребностей и интересов . Раскрывает огромное поле деятельности для развития творческих способностей ребенка. Позволяет углубить навыки и знания и получить новые знания и умения .

В ходе кружковой работы необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности и испробовать разные приемы и способы изображения.



В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.

В отличие от художественной школы основная задача изо–кружка не обучить академическому рисованию, а дать основы изобразительной грамоты, что позволит хорошо рисовать, и при помощи красок и кистей получать удовольствие от творчества.

Сфера творческой деятельности в кружках не ограничена. В кружке проходят занятия по живописи, рисунку, декоративно прикладному искусству. На таких занятиях ребенок развивает свои возможности работать с различными художественными материалами, такими как гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры т.п. Развивает своё воображение и использует нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов, солому, слоёное тесто и т.п.

Дети работают в аппликации, в монотипии, флористики. Вышивают и плетут из бисера. Занимаются росписью, оригами, лепят из пластилина и глины.

Для учащихся средних классов появляется возможность работать в более сложных техниках, труднодоступных в условиях учебного процесса.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и разви­вающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя само­стоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий отно­сится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматри­ваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонно­сти, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и по­требностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные ди­дактические функции, среди которых - закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учеб­ного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивиду­альных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выпол­нение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий - таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаме­новано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактичес­ких отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приоб­ретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качест­ва обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю на­грузку.

Распространенным недостатком массовой практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная ра­бота часто оказывается неуправляемой и малоэффектив­ной. Учителя должны больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индиви­дуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содер­жанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика под­тверждает, что они играют весьма благоприятную роль в разви­тии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают меж­предметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы от­носятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планиру­ются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тема­тике нескольких смежных дисциплин. Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно к ней готовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разрабо­тать детальный план, суметь организовать учащихся на выпол­нение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), органи­зация познавательной деятельности учащихся, средства и сна­ряжение, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Учебный план школы предусматривает организацию всевоз­можных факультативов и курсов по выбору. Они разрабаты­ваются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родите­лей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как фермерство, экономика, электро и радиотехника, электроника, химия полимеров, астро­физика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, маши­нописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетовод­ства, живописи, музыки, художественной гимнастики и др. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практичес­кой деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны прово­диться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобра­зовательным предметам.

Потребность в консультации - учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консуль­тация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направ­ляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущ­ность изучаемого материала. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания. Правильно организованная консультация воспитывает у учащих­ся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консульти­руя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он дейст­вительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консуль­тацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обнаружить про­белы в своих знаниях и устранить их.

ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ

Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протека­ния дидактического процесса, точное определение его резуль­татов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имею­щихся условий результатов. Целью дидактического диагно­стирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивно­стью. Различают диагностирование обученности, т. е. достиг­нутых результатов, промежуточных состояний обученности - успеваемости, а также обучаемости - возможностей об­учаемых.

В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучае­мых. Последняя преимущественно лишь констатирует резуль­таты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их дости­жения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, провер­ку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль, оценивание знаний и умений обучаемых вклю­чаются в диагностирование как необходимые составные час­ти. В новой демократической школе не может быть формаль­ного контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучае­мому.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутин­ных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагности­рования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), спо­собствуют самоопределению личности, что в условиях конку­рентного общества служит важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рей­тинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизо­ванном обществе.

КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Существует прямая и непосредственная зависимость про­дуктивности обучения от количества, качества, полноты, свое­временности (оперативности), глубины, объективности кон­троля. Контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка - составной компонент контро­ля. Основной дидактической функцией ее является обес­печение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени ос­воения учебного материала, своевременное выявление недос­татков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью опреде­ление не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируют­ся в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).

Основой для оценивания успеваемости учащегося являют­ся итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преиму­щественно в баллах или процентах, а качественные - в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мо­тивации, влияния на личность. Именно под влиянием объектив­ного оценивания у школьников создается адекватная само­оценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностичес­кой значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирова­ния обученности (успеваемости) учащихся являются объектив­ность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностичес­ких тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, рав­ном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, уме­ний. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необхо­димости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального воспри­ятия знаний и до их практического применения. Систе­матичность заключается и в том, что регулярному диагно­стированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплекс­ного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, про­верки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностиро­вания.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит нагляд­ный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации про­белов.

ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ КОНТРОЛЯ

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать зна­ния, умения учащихся нужно в той логической последователь­ности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать пред­варительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса пред­шествующего учебного года. Предварительная проверка сочета­ется с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает воз­можность диагностирования усвоения обучаемыми лишь от­дельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких фак­торов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является по­вторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тема­тической. Параллельно с изучением нового материала учащие­ся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - системати­зация и обобщение.

Пятое звено в системе - итоговая проверка и учет зна­ний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости прово­дится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеариф­метического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактичес­кой обученности в соответствии с поставленной на данном эта­пе целью.

Специальным видом является комплексная проверка, с помо­щью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов зна­ния, умения для решения практических задач (проблем). Например, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрени­ем интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы пре­одолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых-из всех изученных предметов.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

В области определения системы оценок (отметок) наблюда­ется большое разнообразие как в принципах, так и в конкрет­ных подходах, выборе способов оценивания и выставления оценок. В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двух­балльную и др.

До революции в России существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918г. оценка «О» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использо­ваться все реже, а начиная с 50-х гг. все меньше стала использо­ваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, ко­торые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, «ступенька» между «тройкой» и «четверкой» непреодолима для большинства обучаемых. Однако многие педа­гоги используют «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три града­ции «пятерки» («пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации «четверки» (аналогично), три градации «тройки» и «двойки». Налицо типичная десятибалльная шкала оценок.

Научно-исследовательские учреждения Российской Академии образования предложили новые оценочные шкалы, которые про­ходят экспериментальную проверку в различных регионах стра­ны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов суще­ствуют два экстремальных: балл «1» («спасайте») свидетельству­ет о том, что учащийся требует немедленной индивидуальной по­мощи или особенного внимания, вплоть до помещения в специ­альное учебное учреждение; высший балл «12» (экстремальный максимум - «ура!») - о появлении способного и чрезвычайно одаренного учащегося, которого следует обучать индивидуально по специальной программе или же в учебном заведении с углуб­ленным изучением предметов.

Несмотря на преимущества десяти- и двенадцатибалльной шкал оценок, они, учитывая инертность школьной системы, вряд ли будут внедрены в широкую практику в ближайшее время. Поэтому педагоги ищут способы повышения стимулирую­щей роли пятибалльной шкалы. Можно выделить несколько та­ких способов.

Первый - выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». Существующие правила ведения классных журналов не позволя­ют учителям использовать оценки с дополнительными обоз­начениями. В этих условиях педагог идет на компромисс: в классном журнале выставляет привычные оценки без плюсов и минусов, а в своей записной книжке - уточненные.

При втором способе цифровая балльная оценка дополняется словесной. Этот способ не имеет инструктивного запрета, но ис­пользуется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.

Иногда прибегают к третьему способу - выставлению оценки в дневнике, которое сопровождается записью, адресо­ванной родителям. При этом используется опора на мотив от­ветственности учащегося перед семьей. В этом не было бы ничего необычного, если бы не одно обстоятельство. Если про­смотреть записи в дневниках, то можно убедиться, что они преимущественно имеют негативный характер. Но отрица­тельная стимуляция разрушает мотив. Известно, что в пятых-шестых классах роль мотива ответственности постоянно сни­жается, но снижается она, как показали исследования, не для всех обучаемых, а только для тех, в дневниках которых пре­обладают замечания.

Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Каждому, оказывается, не безразлично, как к нему отно­сятся товарищи, что они думают. Педагог должен это исполь­зовать. Но опять же не злоупотребляя негативным стимулиро­ванием, разрушающим мотив. В дореволюционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классом мож­но, а ругать, высказывать неодобрение - нет. Неплохо было бы и современным педагогам вспомнить это правило.

Пятый способ заключается в усилении коммуникативного воз­действия. Для этого необходимо приучать учащихся к сопережи­ванию успехов и неудач товарищей по классу.

Шестой способ - использование экранов успеваемости. В классной комнате вывешивается экран, на котором выставля­ются все оценки обучаемых. Этот способ имеет недостатки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не наце­лить обучаемых на правильное восприятие информации.

Седьмой способ - организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если он при этом и остается отличником. И наоборот, слабый выигры­вает, когда начинает работать лучше. В соревновании «с самим собой» все обучаемые находятся в одинаковых условиях - неус­певающий может победить в нем, если получит на одну не­удовлетворительную оценку меньше, чем за прошлую неделю. А отличник проиграет, когда вместо привычной «пятерки» по­лучит лишь «четверку». Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.

  • IV. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
  • L-формы бактерий, их свойства. Значение L-форм в патологии человека
  • Lt;question> Метод обучения, при котором учитель ставит перед учениками проблему, сам показывает пути ее решения, раскрывая возникающие противоречия

  • Все задачи обучения, воспитания и развития решить в рамках урока невозможно, поэтому он как основная организационная форма организации обучения органично дополняется другими формами. Некоторые из них развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Такие формы организации обучения получили название дополнительных и вспомогательных. Их применение ограничено целым рядом факторов: они используются не по всем предметам (например, лабораторные работы используются только по дисциплинам естественного цикла), посещаются не всеми учащимися (например, факультатив посещают сильные учащиеся, дополнительные занятия – слабые), предназначены не для всех возрастных групп (например, кружковые занятия для учащихся начального и среднего звена, факультативные занятия для старшеклассников), являются вторичными по отношению к уроку (на них закрепляется, расширяется, углубляется, повторяется материал, освоенный на уроке).

    Вместе с тем использование дополнительных и вспомогательных форм организации обучения повышает интерес учащихся к учебному предмету, формирует у них познавательную мотивацию. Кроме того, дополнительные формы организации обучения дают возможность оперативно выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся; подтягивать отстающих и неуспевающих учащихся и т.д.

    Дополнительные формы организации обучения . Среди дополнительных форм организации обучения следует выделить дополнительные занятия, консультации, домашнюю самостоятельную работу учащихся, учебные конференции, лекции, семинарские занятия, практикумы или практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

    Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.



    При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других - словесной конкретизации.

    Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

    С дополнительными занятиями тесно связаны консультации . В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку учителя и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере надобности.

    Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

    Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

    Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий: подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике.

    Особым видом домашней работы являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

    Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I – IV классы - до 2 часов; V– VII классы – до 3 часов; VIII–XI - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум–максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

    В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

    Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью); он может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь; учитель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.

    Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможны списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

    Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция . Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

    Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (параллельных прежде всего) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.

    В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция , адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

    В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

    В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

    Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

    Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

    Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

    Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

    Практикумы , или практические занятия , применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

    Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

    Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Цели такого занятия заключаются в овладении системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитии творческих и исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

    Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются обсуждение учителем задания с классом, ответы на вопросы учащихся; самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности; распределение частных заданий между участниками рабочей группы; консультации учителя в процессе проведения лабораторной работы; обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.

    Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум».

    Экскурсии представляют собой такую форму организации обучения, в процессе которой учащиеся посещают естественные (природные), хозяйственно-промышленные, культурные и общественные объекты с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера. Экскурсии могут проводиться перед изучением темы для предварительного ознакомления с объектом, а также в ходе изучения темы (текущая, сопутствующая экскурсия) и после теоретического изучения темы (заключительная экскурсия).

    Перед экскурсией учитель сам детально знакомится с маршрутом, объектами наблюдения, при необходимости договаривается с экскурсоводами. Составляя план проведения экскурсии, учитель предусматривает меры, обеспечивающие безопасность учащихся в пути следования и на маршруте "экскурсии, детализирует содержание работы групп и отдельных учащихся. Результаты экскурсии обсуждаются и используются в работе на уроках, при подготовке учащимися сообщений и докладов. Нередко они оформляются в виде стенных газет, альбомов и др. Иногда экскурсии проводятся не одним учителем (не по одному предмету), а совместно с другими учителями по двум или даже нескольким предметам (комплексные экскурсии).

    Коллоквиум (от лат. colоlguium – разговор, беседа) связан с проверкой теоретической готовности школьника к проведению практических занятий (например, по физике, химии, биологии, труду).

    Коллоквиум уместно проводить в порядке тематического контроля в IX-XI классах. Его методика заключается в следующем: учащимся заранее объявляются тема и минимум вопросов, указывается литература, организуются консультации. От коллоквиума, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо из учеников не справился с заданием, то такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе. Дав ему консультацию о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверяет, усвоил ли ее ученик, и только после этого допускает его к практической работе.

    Зачет как дополнительная форма организации обучения проводится по отдельным разделам учебного предмета в соответствии с программными требованиями (объем знаний и практических умений и навыков). Проведя собеседование или выполнение практических заданий, учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучение новых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллах не оцениваются. Фиксируется лишь то, что проверенный предмет или его крупный раздел зачтен или незачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учитель освобождает учащихся, активно работающих на уроках и отлично успевающих по предмету.

    Экзамены могут быть выпускными и квалифицированными . Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории) Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и основную тематику по учебному предмету за все годы обучения. Учебный материал выносимый на экзамены, ученикам сообщается заблаговременно, для них организуются консультации.

    Кроме выпускных в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года. По мнению большинства учителей переводные экзамены побуждают учащихся к постоянным занятиям. Подготовка к ним систематизирует их знания, приучает к ответственности. Итогом таких усилий ученика является более высокое качество его знаний, умений и навыков. Однако родители, общественность и некоторые учителя считают, что подготовка к переводным экзаменам и процедура их проведения создают повышенную нервную, психическую и эмоциональную нагрузку. В то же время результаты переводных экзаменов, как правило, подтверждают лишь тот уровень овладения учеником знаниями, умениями и навыками, который был известен учителю на основании тематического и итогового контроля.

    Начиная с 2001 г. в экспериментальном порядке введен единый государственный экзамен (ЕГЭ}, который предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (ХII) классов общеобразовательных школ и вступительных испытаний для поступления в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными школами в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; а средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями – в качестве результатов вступительных испытаний.

    При проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовленности.

    Для проведения ЕГЭ создается государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (ГЭК), в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений. Состав ГЭК утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

    К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (ХП) классов общеобразовательных школ, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования. ЕГЭ проводится по таким общеобразовательным предметам, как математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.

    Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ, перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с данным субъектом.

    Введение ЕГЭпозволит создать новые механизмы государственного контроля за качеством образования и подготовки выпускников образовательных учреждений и правовые основы системы объективной независимой оценки качества образования; усовершенствовать механизмы правового регулирования порядка приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений; повысить общедоступность профессионального образования, а также ввести дополнительные государственные гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ на конкурсной основе к среднему и высшему профессиональному образованию, в том числе граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей снебольшим доходом.

    Вспомогательные формы организации обучения. К ним относятся те формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

    Эффективной формой дифференцированного обучения являются факультативы , которые появлялись в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века. Они представляют собой сверхпрограммные занятия, посещение которых осуществляется на добровольной основе и которые призваны решать следующие задачи: удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.

    Факультативные занятия проводятся для учащихся VII-IX и Х-ХI классов, интересующихся каким-либо предметом. Для проведения факультатива учащиеся (это могут быть ученики из нескольких классов одной параллели) объединяются в группы по 12-15 человек и выбирают курс определенного содержания. В последнее время факультативные занятия проводятся по морали, праву, экологии, эстетике, религии и др.

    Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. На занятиях факультатива лекции его руководителя сочетаются с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические и лабораторные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

    Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

    Занятия в кружках и клубах по интересам (мастерские, лаборатории, кафедры, студии), так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

    Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

    2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

    2.1 Вспомогательные формы организации педагогического процесса

    Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

    Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

    Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.. В последующих разделах работы будут рассмотрена такая разновидность вспомогательной формы организации обучения как туристический клуб.

    2.2 Цели и задачи туристических клубов

    Туристические клубы можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления детей, подростков и молодежи. Школьный туризм имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. туристско–краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждом учреждении, занимающимся досугом детей, подростков и молодежи.

    Основные цели и задачи туристических клубов

    дать знания, умения и навыки по основам туристско–краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);

    Сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;

    Привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

    Способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;

    Развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.

    Кроме всего перечисленного туристические клубы реализовать педагогические возможности которые присущи только туризму, речь о которых пойдет в следующем разделе данной работы.

    2.4 Педагогические возможности туризма

    Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.

    Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.

    Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму.

    Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. Кроме того, каждый турист участвует в слетах на уровне района, города или области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.

    Исследования проведенное кандидатом педагогических наук С.С. Новиковой , показали, что интересы, ценностные ориентации туристов находятся в прямой зависимости как от наличия туристского опыта, так и от возраста. Если дети при выяснении культурных ценностей туризма на первое место ставят физическую культуру, физическое совершенствование человека, а расширение кругозора - на третье, то для взрослых, имеющих определенный туристский опыт, главными становятся именно познавательные ценности.

    Все туристы отметили связь туризма и культуры во всех ее многогранных проявлениях, а также позитивное влияние занятий туризмом не только на физическое, но и на культурное, духовное, эмоциональное л нравственное развитие человека. Занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует или собирает разнообразные коллекции, кто-то фотографирует или снимает кинофильмы, - и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого спортивного похода.

    Педагогические факторы туризма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма. Так как в работе рассматривается самодеятельный туризм, то остановимся на том, какие педагогические факторы проявляются в работе туристских клубов и школ туристской подготовки различного уровня, в том числе при проведении туристских мероприятий, таких, как походы, слеты, соревнования и т.п..

    Основными педагогическими факторами туристской работы являются следующие:

    Эмоциональное влияние;

    Туристское общение;

    Самодеятельность;

    Рекреационность.

    Устное слово, печать, наглядные средства - главные "носители" эмоционального воздействия. Ни одно из этих средств не универсально: в туристской работе они используются в сочетании друг с другом. Необходимо отметить, что в работе клубов и школ туризма применяются хорошо отработанные на практике методические разработки.

    Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

    Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости "включения" человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.

    Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

    Необходимо также отметить, что существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное туристское мероприятие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач.

    Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые возникают или могут возникнуть у населения, а также более рационально, быстро и качественно реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т.д.).

    Из вышеизложенного следует, что туризм (в первую очередь самодеятельный) не только является важной составной частью в системе воспитания школьников, но также влияет на физическое и культурное развитие людей, занимающихся им независимо от возраста и профессии. Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации. Формы проведения могут быть различными: от однодневных походов до организации "Спорт-туриад" - сложных многоаспектных туристско-культурных мероприятий. Практика показывает, что интерес у молодежи к таким формам организации туризма значительный и в ряде случаев имеет тенденцию к росту.

    Туризм - продукт долгого исторического развития. Он существовал задолго до нашей эры, и его становление и развитие тесно связаны с историей общества. Чем более высокий уровень развития общества, тем более развитые виды и формы туризма в нем возникают, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени раскрыть для людей его культурную ценность. В настоящее время в мире возникла целая "индустрия" туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других. Но, несмотря на значительный культурный потенциал существующих форм организации туризма, возможности для его существенного повышения далеко не исчерпаны, что подтверждается вышеизложенными данными о новых резервах туризма.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Формы организации обучения мы рассматриваем как внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.

    По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

    Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17-ом веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

    Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

    К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

    Среди различных видов вспомогательных форм организации обучения особенно выделяются туристические клубы – развивающие в учениках как физические так и эстетические качества. Туристические клубы предоставляют воспитанникам возможность выезда на природу, и приобретения им навыков и правил нахождения в различных природных условиях.

    Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1978, 160 с.

    2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.

    3. Дрогов И.А. О месте самодеятельного (спортивно-массового туризма в системе воспитания и оздоровления человека) //Научные проблемы туризма и отдыха: Бюлл. науч.-тех. информ. - М.: ЦРИБ "Турист", 1990, №8, с. 58-64.

    4. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1987, 96 с.

    5. Истомин П.И., Симаков В.И. Организация массового самодеятельного туризма: Учеб. пос. - М.:ЦРИБ "Турист", 1986. 56 с.

    6. Квартальное В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. - К.: Вища школа, 1989, 341 с.

    7. Кукшанов В.В., Чернякин М.В. Родной край и эстетическое воспитание школьников-туристов. //Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. /Свердл. гос. пед. ин-т. Сб. 243. Свердловск, 1974, с. 46-60.

    8. Новикова С.С., Сазонов В.Е. Культурные ценности туризма //Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. Сб. научных трудов. М., 1995, с. 72-82.

    9. Новикова С.С. Об организации туристской работы с детьми на основе проекта "СпАрт" //Труды ученых ГЦОЛИФКа за 75 лет. Ежегодник. - М.: ГЦО-ЛИФК, 1993, с. 49-51.

    10. Новикова С.С. Социально-педагогические и экономические аспекты функций самодеятельного туризма в современных условиях //Социальные, экономические и управленческие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта в современных условиях. Материалы науч. конф. /Под ред. Ю.А. Фомина. - М.: ВНИИФК, 1993, с. 101-104.

    11. Образцова Л.П. Туристские песни как одно из средств эстетического воспитания //Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Свердловск,1966,с.204-209. (Учен. зап. Свердл. гос. пед. ин-та; Сб. 40).

    12. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002

    13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

    14. Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения / Сост.: В.И. Ганопольский, И.А. Дрогов, И.М. Новожилова. - М.: ЦРИБ "Турист", 1990, 177 с.

    15. Рубель Р.Б. Культура молодежного туризма // Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. Свердловск, 1974, с. 82-89.

    16. Столяров В.И. Проект "СпАрт": Спортивно-гуманистическое движение СССР: Основ, док. М., 1990, с. 13-16.

    17. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991,69с.

    18. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) //Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1993, с. 36-49.

    19. Тючкалов В.Ф. Школьный туризм как средство всестороннего развития учащихся. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1965, 87 с.

    Которой ребята иногда, к несчастью, достаточно хорошо знакомы. Таким образом, изучив литературу и разные источники информации по теме, выявила и дала характеристику форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на примере туризма. Определила наиболее эффективные формы физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере. Рекомендую чаще проводить прогулки...

    В связи с тем, что человеческий фактор играет важную роль в деятельности организации, внимание к людям в управлении организацией приобретает большие масштабы. В ОАО «ЧАЗ» используется стратегия расширения сферы деятельности и доли рынка. В связи с этим кадровая политика предприятия ориентирована на развитие персонала и привлечения дополнительно высококвалифицированных работников. Деятельность...



    000 Наиболее опасные конкуренты туристической фирмы – это другие, ведущие активную деятельность, субъекты туристического рынка, ориентированные на сегмент потребителей, в качественном и эффективном удовлетворении потребностей которого туристическая фирма имеет наибольшие возможности. По данным проведённого мною анализа можно выбрать сильные и слабые стороны предложений конкурентов для выбранного...

    В результате создается источниковая база, необходимая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование текущих в природе и обществе процессов и явлений. Глава 2. История комплектования фондов Клуба-музея «Горизонт». Ровно двенадцать лет назад к директору школы №116, пришел устраиваться на работу учителем географии, Гаврилов Валерий Андреевич. Он удивил всех просьбой...