Форма журнала консультаций врача рефлексотерапевта. Нерешенные вопросы нормативной базы рефлексотерапии

Обязанностью любого практикующего врача является повышение уровня знаний и навыков. Аттестация считается одним из способов обучения, имеющим свои требования и особенности, по результатам которой специалистам присваивают соответственную категорию. Каждая из категории врачей занимает определенную ступень в иерархии медицинской сферы.

Цель и задачи

Участие в прохождении аттестации является добровольным делом. В процессе оценивается личностная состоятельность специалиста, уровень его знаний, практических навыков, соответствие занимаемой должности, профессионализм.

Аттестация врачей на категорию несет в себе определенную заинтересованность:

  1. Это престижно. Позволяет занимать более высокую должность в позволяет обратить внимание руководства на себя. Довольно часто категории врачей указываются на табличках при входе в их кабинет.
  2. В некоторых случаях высшая категория позволяет уменьшить моральную или физическую ответственность перед родственниками пациента. Мол, если такой не смог решить проблему, то трудно подумать, что было бы, если б на его месте был менее опытный врач.
  3. Материальная сторона. Медицинские категории врачей и повышение по ступеням врачебной иерархии позволяют увеличить прибавку к основной зарплате.

Виды аттестаций

В законодательстве различают несколько видов аттестационных мероприятий:

  • присвоение звания "специалист" после определения теоретических и практических навыков;
  • квалификационная категория врачей (получение);
  • подтверждение категории.

Определение уровня знаний для присвоения "специалиста" является обязательным мероприятием перед назначением на должность врача. Проводится специальными комиссиями в учреждениях последипломного образования. Рассмотру подлежат следующие кандидатуры:

  • после интернатуры, магистратуры, ординатуры, аспирантуры, если отсутствует диплом "врач-специалист";
  • те, кто не работал больше 3 лет по узкой специальности;
  • те, кто своевременно не прошел аттестацию для получения квалификации;
  • лица, которым отказано в возможности получить вторую категорию по объективным причинам.

Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновремененно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации. Категория врача-терапевта является исключением.

Основные правила и требования

Различают вторую, первую и высшую категории врачей. В получении действует правило последовательности, однако существуют исключения. Требования рассмотрены в таблице.

Квалификационная категория врачей Устаревшие требования Требования по действующим приказам
Вторая 5 лет практикующего стажа и более Не меньше 3 лет практикующего стажа по специальности
Сдача отчета о работе Личная явка, включающая участие в собеседовании, проведение тестирования
Первая Необходим уровень заведующего отделения или руководительской должности Не меньше 7 лет практикующего стажа по специальности
При получении - явка, подтверждение происходит заочно
Высшая Необходима должность руководителя Больше 10 лет практикующего стажа по специальности
Личная явка в любом случае Личная явка, включающая участие в оценке отчета, собеседовании, проведение тестирования

Сроки действия

Согласно старым приказам, существовали определенные обстоятельства, которые относились к разряду социальных льгот и позволяли продлить срок нынешней квалификации. К ним относились:

  • беременность и уход за ребенком до 3 лет;
  • месяц после увольнения из-за сокращения;
  • командировка;
  • состояние временной нетрудоспособности.

На данный момент льготы недействительны. Аттестационная комиссия может принять решение о продлении срока действия по ходатайству главного врача лечебно-профилактического учреждения. Если врач отказывается от явки на комиссию, его категория снимается автоматически по истечении пятилетнего срока с момента присвоения.

Документы

Также заполняется и отчет о проделанной работе за последние несколько лет, утвержденный главным врачом ЛПУ и отделом кадров, где работает аттестуемый. В комиссию отправляют и копии документов об образовании, трудовой книжки и присвоении текущей квалификации.

Аттестационный отчет

Введение включает данные о личности врача и лечебном учреждении, где он занимает должность. Описывается характеристика отделения, его оснащенность и структура штата, показатели работы отделения в виде статистических данных.

Основная часть состоит из следующих пунктов:

  • характеристика контингента, проходящего лечение в отделении;
  • возможности проведения диагностических мероприятий;
  • проведенная лечебная работа с указанными результатами по профильным заболеваниям;
  • летальные случаи за последние 3 года и их анализ;
  • внедрение инноваций.

Заключение отчета состоит из обобщения результатов, указания возможных проблем и примеров их решения, возможности совершенствования. При наличии опубликованных материалов их копия прилагается. Указывается и изученной за последние несколько лет.

Баллы на повышение

Каждый специалист получает баллы, которые участвуют в принятии решения о квалификации. Они начисляются за посещение конференций, в том числе и международных конгрессов, чтение лекций коллегам или среднему медицинскому персоналу, дистанционное обучение с получением итогового сертификата, обучение на курсах.

Дополнительно баллы начисляются за следующие достижения:

  • издательство учебника, пособия, монографии;
  • публикация статьи;
  • получение патента на изобретение;
  • выступление на симпозиумах с докладом;
  • выступление в учреждениях и средствах массовой информации;
  • получение звания;
  • защита диссертации;
  • награждения органами государственной власти.

Состав комиссии

Комиссия состоит из комитета, работа которого происходит в перерывах между заседаниями, и экспертной группы узкой направленности, которая проводит непосредственно аттестацию специалиста (экзамен, тестирование). И комитет, и экспертная группа состоят из лиц, занимающих следующие должности:

  1. Председатель, осуществляющий контроль за работой и разделяющий обязательства между членами комиссии.
  2. Заместитель председателя выполняет функции председателя в полном объеме при его отсутствии.
  3. Секретарь занимается регистрацией поступающих документов, формирует материалы для работы комиссии, фиксирует решения.
  4. Заместитель секретаря замещает секретаря и выполняет его обязанности в период отсутствия.

В каждой экспертной группе находятся специалисты смежных специальностей. Например, категория врача-стоматолога и ее получение/подтверждение требует пребывания в группе парадонтолога, ортодонта, детского стоматолога, терапевта.

Порядок заседания

Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте в комитет. В случае несовпадения данных с требованиями к последним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 2 недель с момента поступления). Секретарь комитета согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена.

Члены экспертной группы рассматривают аттестационные на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные:

  • уровень практических навыков специалиста;
  • участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой;
  • наличие опубликованных материалов;
  • самообразование аттестуемого;
  • соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей.

Экспертиза должна происходить в двухнедельный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации. Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования. Более 70% верных ответов позволяют считать тестирование пройденным. Собеседование проходит путем опроса аттестируемого согласно теории и практики, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации.

Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. В течение 7 дней аттестуемый получает документ, подтверждающий повышение, понижение или отказ в присвоении категории.

Крайние меры

Администрация лечебного учреждения может отправить запрос в комиссию, чтоб врач был лишен квалификации или повышен досрочно. В таком случае направляются документы, позволяющие обосновать решение. Комиссия рассматривает вопрос в присутствии специалиста. Неявка без уважительной причины позволяет принять решение в его отсутствие.

Протест

Со дня вынесения решения врач или лечебно-профилактическое учреждение может обжаловать результат в месячный срок. Для этого необходимо оформить заявление с уточнением причин несогласия и отправить в комиссию при Министерстве здравоохранения.

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Врач-рефлексотерапевт ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение. (С изменениями, внесенными в соответствии с приказами Министерства здравоохранения N 131-О от 18.06.2003 г. N 277 от 25.05.2007 г. N 153 от 21.03.2011 г. N 121 от 14.02.2012 г.)", который утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины 29.03.2002 г. N 117. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Квалификационные требования
Полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки "Медицина", специальности "Лечебное дело". Прохождения интернатуры по специальности "Неврология" с последующей специализацией по "Рефлексотерапии". Наличие сертификата врача-специалиста. Без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: действующее законодательство об охране здоровья и нормативные документы, определяющие деятельность органов управления и учреждений здравоохранения, организацию рефлексо - и лазеротерапевтичної службы, скорой и неотложной медицинской помощи; основы права в медицине; права, обязанности и ответственность врача-рефлексотерапевта; основы нормы и патологии анатомии и физиологии органов и систем человека, водно-электролитного обмена, кислотно-основного равновесия; основы неврологии, биохимии, иммунологии, генетики и других медицинских дисциплин; современную классификацию болезней; основные клинические симптомы и синдромы заболеваний, при которых применяют рефлексо - и лазеротерапия; принципы совместимости и последовательности назначение процедур, общие и функциональные методы обследования; современные методы рефлексо - и лазеротерапии; показания и противопоказания к санаторно-курортного лечения; правила и требования к оборудованию кабинета рефлексо - и лазеротерапии; технику проведения процедур; правила безопасности во время работы с аппаратурой и приборами; правила оформления медицинской документации; современную литературу по специальности и методы ее обобщения.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Руководствуется действующим законодательством Украины об охране здоровья и нормативно-правовыми актами, которые определяют деятельность органов управления и учреждений здравоохранения, организацию работы кабинетов рефлексо - и лазеротерапии в поликлиниках и стационарах, медико-санитарных частях, в специализированных лечебных учреждениях. Обеспечивает рефлексотерапевтичну помощь больным. Осуществляет надзор за побочными реакциями/действиями лекарственных средств. Работает в тесном контакте с врачами других специальностей, организует и проводит консультации больных. Планирует работу и проводит анализ ее результатов. Руководит работой среднего медицинского персонала. Придерживается принципов медицинской деонтологии. Ведет врачебную документацию. Принимает активное участие в распространении медицинских знаний среди населения. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, внедряет современные методы рефлексо - и лазеротерапии.

В соответствии требованиями специальности врач-рефлексотерапевт должен знать и уметь:

1.Общие знания:

Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации;

Основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, Всероссийской службы медицины катастроф;

Основы медицинской этики и деонтологии;

Принципы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях страховой медицины, основные вопросы экономики в здравоохранении;

Основы социальной гигиены и санитарно-эпидемиологической службы;

Общие принципы и основные методы клинический, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем организма;

Этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний.

2.Врач-рефлексотерапевт должен уметь:

Оказать экстренную медицинскую помощь при травмах и угрожающих жизни состояниях, провести реанимационные мероприятия при терминальных состояниях;

Организовать и провести прием первичных больных различного профиля в амбулаторных и стационарных условиях;

Получать информацию об общем состоянии пациента, выявлять общие и специфические признаки заболевания в соответствии с общепринятыми современными медицинскими критериями;

Определять необходимые взаимодополняющие общие и специальные методы исследования и проводить анализ полученных данных;

Назначать и проводить необходимое лечение методами рефлексотерапии и комплексное лечение с их использованием;

Применять необходимые в работе врача принципы психологии общения, основные психотерапевтические навыки, проводить санитарно-просветительную работу среди населения;

Оформлять медицинскую документацию, применять статистические методы в здравоохранении, использовать персональный компьютер;

3. Специальные знания.

3.1. Врач-рефлексотерапевт должен знать:

Организацию службы рефлексотерапии в Российской Федерации, ее организационно-методическую структуру, действующие директивные и инструктивно-методические документы; задачи и структуру региональных и областных клинических центров рефлексотерапии;

Задачи, организацию труда и функциональные обязанности сотрудников центров, отделений и кабинетов рефлексотерапии;

Принципы планирования деятельности и отчетности учреждений службы рефлексотерапии;

Методику проверки организациии службы рефлексотерапии в структурах органов управления здравоохранением;

Общую методологию и основополагающие теоретические концепции традиционной акупунктуры;

Традиционную и современную теории механизмов лечебного, профилактического и реабилитационного действия средств и методов рефлексотерапии, показания и противопоказания к их использованию;

Топографию корпоральных акупунктурных каналов и точек, их классификацию, способы уточнения локализации, показания к исполь-зованию, их диагностическое и терапевтическое значение;

Топографию микроакупунктурных систем (аурикулярной, краниальной, кисти-стопы, назальной, оральной), их диагностическое и терапевтическое значение;

Специальные методы диагностики, применяемые в рефлексотерапии, основанные на измерении биоэлектрических температурных, морфологических и физиологических параметров точек акупунктуры;

Диагностическое значение и интерпретацию показателей, регистрируемых с точек акупунктуры;

Анатомические и гистологические основы рефлексотерапии, общую физиологию и патофизиологию центральной и периферической нервной системы, анализаторных (зрительной, слуховой, соматосенсорной) систем, физиологию и патофизиологию вегетативной нервной системы и регуляции вегетативных функций, физиологию и патофизиологию высшей нервной деятельности;

Морфо-функциональные особенности акупунктурных точек и каналов, их иннервацию и васкуляризацию;

Структурно-функциональные основы висцеро-соматических и сомато-висцеральных рефлексов, лежащих в основе рефлекторной диагностики и участвующих в развитии лечебных эффектов рефлексотерапии;

Механизмы рефлексотерапии, реализуемые соматической и вегетативной нервной системами, периферические и центральные уровни развития лечебных эффектов;

Механизмы развития рефлекторной аналгезии, современную теорию боли, морфофункциональную организацию ноцицептивной и антиноцицептивной систем организма;

Биохимические и биофизические основы рефлексотерапии, другие разделы фундаментальных медико-биологических наук, предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-рефлексотерапевта;

Общие принципы и конкретные схемы сочетания методов рефлексотерапии с другими методами лечения, профилактики и реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях;

Применение методов рефлексотерапии во всех областях клинической медицины, где они не противопоказаны;

Использование рефлексотерапии при диспансерном наблюдении в профилактических и реабилитационных целях, в санаторно-курортных учреждениях.

3.2. Специальные умения:

Провести клинический осмотр больного, поставить диагноз согласно современной нозологической номенклатуре и провести дифференциальную диагностику со смежной патологией;

Провести специальную диагностику функционального состояния акупунктурных каналов и микроакупунктурных систем, используя пальпаторные, инструментальные, аппаратно-программные и другие методы,

предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-реф-лексотерапевта;

Выявить показания и противопоказания для рефлексотерапии;

Определить оптимальные для данного больного методы рефлекотерапии, их сочетание и использование в комплексном лечении;

Провести классические (иглоукалывание, прижигание) и современные (электрические, лазерные и др.) лечебные методы воздействия на точки акупунктуры и микроакупунктурных систем;

Предусматривать возможные осложнения рефлексотерапии;

Использовать скорую рефлексотерапевтическую помощь;

Использовать рефлексотерапию как самостоятельный метод лечения и как элемент комплексного лечения при всех нозологическиех формах, имеющих показания к ее применению.

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ"

Послевузовское профессиональное образование по специальности "Рефлексотерапия" имеет свои существенные особенности, которые откладывают отпечаток на всю организацию учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий.

Программа обучения в ординатуре имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональная подготовка составляет 85% всего учебного времени и предусматривает теоретическую и клиническую подготовку. Теоретическая часть составляет не менее 5% учебного времен и включает в себя вопросы теории рефлексотерапии, вопросы управления здравоохранением, страховую медицину, ведение медицинской документации. Клиническая подготовка занимает 80% учебного времени, обязательно включая 8 недель работы ординатора в поликлинике за весь период обучения.

Элективные курсы в ординатуре направлены на более углубленную подготовку по специальности, ее разделам или смежным дисциплинам.

После окончания каждого этапа образовательно-профессиональной программы проводится итоговая аттестация, причем вопросы подготовки по смежным дисциплинам, управлению здравоохранением и элективы включаются во все формы контроля знаний ординаторов и курсантов.

При проведении учебного процесса, ориентированного на квалификационную характеристику врача-рефлексотерапевта, используются следующие его формы: лекция, семинар, практические занятия, самостоятельная работа курсантов.

Учебная лекция - одна из форм систематических учебных занятий, в задачу которой входит: определение содержания изучаемого предмета, ознакомление слушателей с развитием науки по специальности "Рефлексотерапия", ее связи с другими научными проблемами и практикой здравоохранения, формирование деонтологических принципов.

На лекцию выносят наиболее сложные теоретические разделы курса, требующие глубокого понимания и логического изложения. В зависимости от целей и содержания различают следующие виды учебных лекций:

Вводная лекция знакомит курсантов с сущностью рефлексотерапии, историей ее развития в России и за рубежом, ее связью с другими медицинскими и биологическими проблемами, новейшими достижениями науки, вопросами организации здравоохранения.

Обзорная лекция касается общих, ведущих проблем рефлексотерапии с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской и биологический науки.

Тематическая лекция представляет собой часть систематического курса лекций, посвящается разбору одной темы или одного раздела учебной программы.

В структуре лекции имеется введение, содержащее цель лекции, основное изложение материала и заключение с краткими выводами по отдельным разделам лекции. Лекции читают наиболее квалифицированные преподаватели - заведующий

кафедрой, профессор, доцент. Объем лекции в часах и по тематике определяется учебным планом цикла, число лекционных часов в день не должно превышать 4-х академических часов (45 мин.).

К каждой лекции составляют методические разработки, содержащие название лекции, объем учебного времени, цели и задачи ее, контингент слушателей, последовательность изложения материала (план или конспект), характер иллюстративного материала, перечень основной литературы по теме лекции. Лекции предварительно обсуждают на методическом совещании кафедры.

Чтение лекций проводят в специально оборудованном помещении, позволяющим демонстрировать таблицы, слайды, приборы и работать с другими техническими средствами обучения. На лекциях присутствуют все слушатели цикла, которых предварительно знакомят с темой лекции.

Учебную нагрузку преподавателю, читающему лекцию, учитывают по фактически затраченному времени и отмечают в журнале педагогической нагрузки кафедры и отчете куратора цикла.

2. СЕМИНАР.

Семинар - систематическая, наиболее активная и эффективная форма учебного процесса, способствующая глубокому и детальному усвоению учебного материала, входящего в состав учебного плана.

Общие цели семинара: углубление и закрепление теоретических знаний курсантов по конкретному разделу, теме учебной программы, формирование умений и навыков их использования, развитие логики мышления, способности принимать правильное решение. Семинар является важным связующим звеном между теоретическим освоением специальности рефлексотерапии и применением этих положений на практике, служит формированию у курсантов профессиональных качеств, научного мышления.

На семинары выносят, как правило наиболее сложные разделы программы, требующие глубокого осмысления, логических действий, выработки конкретных решений. Объем в часах, тематика и содержание семинаров определяются учебным планом цикла.

В подготовке к семинару преподавателю следует:

Четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом программы,

Составить методическую разработку семинара, содержащую порядок работы, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки,

Использовать содержание теоретических занятий (лекций) по тематике семинара.

Предварительная самостоятельная подготовка курсантов к семинарам обязательна. Она включает ознакомление с темой предстоящего семинара, перечнем обсуждаемых вопросов и необходимой литературой. Продолжительность одного учебного часа семинара 45 минут, общая продолжительность семинара от 1 до 4 часов. Руководство семинаром поручается наиболее опытным в методическом отношении и подготовленным преподавателям из числа профессоров, доцентов, ассистентов, а в отдельных случаях - работникам практического здравоохранения.

Повышению эффективности семинаров способствует обеспечение их вспомогательными средствами, к которым относят плакаты, таблицы, схемы, технические средства обучения, а также учебно-методические материалы (справочная литература, методические разработки).

В зависимости от целей, задач обучения используют следующие виды семинаров:

Семинар-коллоквиум проводят с целью проверки освоения ин-

формации, полученной на занятиях, повторения и закрепления знаний, их оценки. Методика проведения заключается в вопросах и ответах (устно или в письменной форме). Программированный тестовый контроль знаний. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

Семинар по обсуждению контрольных работ проводят в целях выяснения неясных вопросов, закрепления информации. Преподаватель, ведущий семинар, знакомится с контрольными работами курсантов и проводит анализ допущенных ошибок. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

Семинар-дискуссия проводится с целью сообщения новой информации, развития мышления, умения применять знания на практике, приобщения курсантов к научной деятельности. Преподаватель, ведущий семинар, ставит на обсуждение вопросы проблемного характера, проводит дискуссию, дает оценку прошедшего обсуждения и подводит итоги. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

Семинар-конференция - одна из форм семинара, являющаяся связующим звеном между теоретическими положениями науки и применением их на практике. Общая цель семинара-конференции - сообщение новой информации (результатов научных исследований, апробации новых методов диагностики, лечения, реабилитации, профилактики и др.) одним из курсантов цикла. В структуре семинара-конференции выделяют вводную часть, выступление докладчика, выступление содокладчиков (рецензентов), дискуссию по основным положениям доклада, заключение преподавателя, ведущего семинар-конференцию. Семинар-конференцию проводят зав.кафедрой, профессор или доцент со всеми курсантами цикла. Учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава кафедры, участвующего в семинаре-конференции, определяют из фактических затрат времени и учитывают ведущему конференцию и всем преподавателям, присутствующим на ней.

Семинар - учебно-реферативная конференция является одной из форм семинара, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, служит школой научного мышления, формированию творческой мысли обучаемого, связи между теоретическими положениями рефлексотерапии и применением их на практике, развитию интереса к поиску в литературе необходимой информации, выработке собственного мнения будущего врача-специалиста. В самом начале цикла зав. кафедрой и куратор с учетом состава курсантов и уровня их подготовки намечают темы наиболее актуальных реферативных докладов, распределяют темы среди курсантов. По каждому из сообщения назначают консультанта из числа преподавателей для помощи курсантам в поиске и подборе необходимой литературы. Учебно-реферативную конференцию проводит зав. кафедрой или профессор. Проведение учебно-реферативной конференции возможно за счет сокращения объема лекционной части курса. Частота проведения учебно-реферативной конференции не более 1 раза в 2 недели. Учебно-реферативную конференцию проводят со всем циклом. Педагогическую нагрузку учитывают всем преподавателям, принимавшим участие в конференции.

Семинар-экскурсия знакомит курсантов с новейшими достижениями науки и практики рефлексотерапии, способствует более глубокому усвоению предмета, расширяет кругозор будущих врачей-специалистов. Оъектом семинара-экскурсии могут быть отделения и кабинеты рефлексотерапии лечебно-профилактического учреждения, отделы

и лаборатории различных направлений и проблем рефлексотерапии научно-исследовательских институтов. Задачами семинара-экскурсии являются ознакомление с опытом работы, ознакомление с достижениями науки, перспективы развития. К проведению семинара-экскурсии следует привлекать основных работников объекта посещения. Семинар-экскурсия проводится с курсантами всего цикла, отражается в расписании занятий и журнале педагогической нагрузки. Учебную нагрузку учитывают куратору цикла или преподавателю, сопровождающему курсантов цикла.

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Практическое занятие - одна из форм систематических учебных занятий, приближенных к реальным условиям работы врача-специалиста, направленных на развитие самостоятельности курсантов и приобретение необходимых навыков и умений для практической работы.

Практические занятия на цикле специализации по рефлексотерапии являются важнейшей составной частью общего курса и заключаются в освоении раздела анатомических основ рефлексотерапии, топографии точек акупунктуры, методов определения локализации точек акупунктуры, применения знаний по использованию различных методов рефлексотерапии (классической корпоральной и аурикулярной, электропунктуры, лазеропунктуры и др.). К практическим занятиям относятся также курация больных.

Практические занятия могут носить характер демонстрационных или самостоятельных, в ходе которых курсанты по рекомендации преподавателя или по методическим указаниям проводят необходимые этапы работы. Продолжительность одного занятия 45 минут, общая продолжительность не более 6 часов в день. Перечень умений и навыков, которыми должен овладеть курсант в процессе практических

занятий, определяется квалификационной характеристикой врача-рефлексотерапевта (Приложение 3 Приказа МЗ РФ N364 от 10.12.97).

При подготовке к практическому занятию преподаватель определяет цели и задачи занятия, обеспечивает необходимые оборудование и другие технические средства, составляет методическую разработку, включающую критерии контроля знаний, умений и навыков. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему практическое занятие.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ.

Самостоятельная работа курсантов, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, является основной формой организации учебного процесса. К самостоятельной работе относят различные по форме и организации занятия, отражающие виды деятельности врача:

Работа с учебной литературой и учебными пособиями,

Работа в виде учебных задач и упражнений по составлению программ акупунктурного лечения (сочетание точек акупунктуры в зависимости от жалоб, состояния больного, клинической и аппаратной акупунктурной диагностики),

Тестовые и ситуационные задачи,

Подготовка обзорных, реферативных и научных докладов,

    курация больных и пр.

5. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

Контроль знаний является основным элементом управления учебной деятельности и находится в тесной связи с другими элементами

педагогической системы - учебными целями, организационными формами обучения, дидактическими процессами. Оценка знаний и умений слушателей должна быть всесторонней, во взаимосвязи с учетом требований, которые предъявляют к уровню профессиональной компетентности и квалификации врача-специалиста. Оценку знаний и умений проводят прежде всего в отношении тех действий курсанта, которые необходимы ему для выполнения профессиональной деятельности.

Контроль обучения проводят на всех этапах учебного процесса. Различают предварительный (вводный, базисный), текущий и итоговый контроль. Базисный контроль проводят в самом начале занятий на цикле с целью определения уровня подготовленности курсантов. Это дает возможность внести коррективы в учебный план цикла, правильно комплектовать группы, оптимально построить индивидуальное обучение. Текущий контроль проводят в ходе учебных занятий с целью установления степени усвоения учебного материала на определенном этапе обучения по завершению конкретной темы или раздела программы. Итоговый контроль (экзамен) проводят в конце обучения с целью оценки результатов обучения, уровня достижения учебных целей.

Контрольные вопросы, задачи должны соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной квалификации каждого врача-специалиста. Возможны следующие способы контроля:

Контроль, осуществляемый преподавателем,

Контроль с помощью технических средств,

Самоконтроль,

Самоконтроль с помощью технических средств.

Выбор способов контроля определяется целями контроля, контингентом курсантов, наличием контролирующих программ и технических средств контроля. Используют различные методы контроля: устный, письменный, практический и тестовый.

Устный контроль променяют в ходе лекции, семинара и практического занятия на всех этапах учебного процесса. Целью его является оценка уровня знаний, понимания учебного материала, логики мышления.

Письменный контроль в виде письменных контрольных заданий, учебных упражнений, обзоров, рефератов, докладов применяют на всех этапах обучения.

Практический контроль, оценивающий, в первую очередь, практические, мануальные навыки и умения в рефлексотерапии, используют в качестве итогов практического занятия и в качестве итогового экзамена с целью оценки достигнутого результата.

Тестовый контроль дает возможность количественной оценки результатов обучения и измерения (квалиметрии) объема знаний при минимальных затратах времени как в малых, так и больших учебных группах. Его применяют в качестве базисного и итогового контроля без и с помощью технических средств. Комплект тестовых заданий должен полностью охватывать содержание программы обучения по специальности ("банк" тестов обычно содержит от 1500 до 2000 тестовых заданий и образцов ответов).

Контрольные занятия могут проводиться в виде семинара или практического занятия. Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, проводящего контроль обучения рассчитывается по фактическим затратам времени.

Рефлексотерапия – это направление медицины, которое основано на древних китайских учениях – иглоукалывании, акупунктуре. Она специализируется на лечении различных патологий путем воздействия на активные точки организма человека. Рефлексотерапевт – это врач, который должен обладать рядом особых навыков и дипломом высшего медицинского учебного заведения.

Рефлексотерапевт обладает навыками лечения заболеваний путем воздействия на активные точки

Что лечит рефлексотерапевт

Каждому органу человека соответствует некоторое количество активных точек на поверхности тела. Воздействие на эти точки рефлекторно способно оказывать то или иное действие, ускоряя либо же угнетая его работу.

Описание этих точек присутствует в работах восточных врачей древности, которые широко использовали иглоукалывание и акупунктуру в лечении болезней. Самое широкое распространение эти методики получили в Древнем Китае, где были доработаны, отточены до совершенства.

Механизм действия таких способов лечения заключается в том, что воздействие на поверхность тела в определенной точке вызывает появление нервных импульсов, которые возбуждают нервы. Улучшение иннервации происходит не только на поверхности, но и в органах, которые расположены поблизости.

Воздействие на определенные точки влияет на состояние здоровья организма

Невролог-рефлексотерапевт занимается лечением широкого круга заболеваний. Среди них выделяют заболевания инфекционного, воспалительного, неврологического характера. Используя технику акупунктуры, он может помочь в лечении заболеваний таких органов и систем:

  • Пищеварительный тракт. Стоит отметить, что рефлексотерапевт лечит патологии, которые локализуются в различных отделах ЖКТ, начиная с пищевода и заканчивая прямой кишкой.
  • Болезни женской репродуктивной системы.
  • Заболевания эндокринных желез.
  • Очаги инфекционного процесса в различных органах.

С помощью рефлексотерапии лечат заболевания желудочно-кишечного тракта

  • Гнойничковые, аллергические, воспалительные заболевания кожных покровов.
  • Нарушения иммунитета и аллергические реакции.
  • Болезни опорно-двигательной системы.
  • Половая дисфункция у мужчин, женщин.
  • Неврологические расстройства.
  • Боль различной этиологии.

Помощь рефлексотерапевта может потребоваться при развитии патологий опорно-двигательного аппарата

Исходя из вышесказанного, рефлексотерапевт занимается лечением очень большого количества патологий. Стоит отметить, что лечение, проводимое этим специалистом, можно использовать как отдельный вид терапии либо же сочетать с применением медикаментозных средств.

Консультация рефлексотерапевта показана пациентам, перенесшим серьезные оперативные вмешательства или травмы. С его помощью можно существенно ускорить процесс реабилитации и уменьшить остаточные явления, вызванные патологией.

Когда обращаться к рефлексотерапевту

Обращаться к этому специалисту можно при появлении практически всех заболеваний. Но основными симптомами для обращения к такому врачу считаются:


Сеанс рефлексотерапии поможет избавиться от депрессии

Стоит отметить, что обычно поводом для обращения к рефлексотерапевту является неэффективность традиционных методов лечения. Это может произойти в результате аллергии на ту группу препаратов, которые нужны для этиотропного лечения либо же при атипичном протекании болезни.

Рефлексотерапия наиболее признанное направление нетрадиционной медицины среди специалистов, которые основывают свои методы лечения на приеме лекарственных средств, манипуляций, оперативных вмешательств.

Также есть детский рефлексотерапевт, ведь с такими заболеваниями сталкиваются не только взрослые.

Существуют рефлексотерапевты, специализирующиеся на лечении детей

Методы обследования

Врач рефлексотерапевт не использует специальных методов диагностики. Так как обращение к этому специалисту зачастую происходит уже после обращения в лечебные учреждения, то у пациентов имеются данные лабораторных и инструментальных исследований.

Если пациент изначально пришел к рефлексотерапевту, то назначается привычный план обследований, который базируется на жалобах, объективных данных:


При необходимости могут быть выписаны направления на УЗИ, рентгенографию, томографию.

Как проходит прием

Прием происходит в специально оборудованном кабинете. Кабинет у рефлексотерапевта должен быть оснащен кушеткой, на которой проводятся манипуляции, местом для хранения стерильных наборов для иглоукалывания, а также современными аппаратами для проведения электропунктуры и подобных манипуляций.

Прием у врача начинается со сбора анамнеза

Прием рефлексотерапевта начинается с выявления жалоб пациента, а также с оценки его состояния. Определение локализации патологического процесса очень важно при осмотре пациента, так как на основе этих данных составляется план манипуляций. Это обусловлено расположением биологически активных точек, отвечающих за работу того или иного органа.

Если на время посещения специалиста у больного обостряется хроническое заболевание, то нужно поставить в известность врача об этом. Изучив историю болезни, специалист может разработать или подобрать индивидуально программу лечения, которая для данной патологии окажется самой эффективной.

Рефлексотерапевт на практике может применять:

  • акупунктуру;

Для лечения пациентов рефлексотерапевт использует акупунктуру

  • микроиглотерапию;
  • термопунктуру;
  • фармакопунктуру;
  • акупрессуру;
  • магнитопунктуру и т.д.

Это далеко не единственные методы лечения. Многие специалисты имеют собственно разработанные методики лечения. Но ни одна методика не принесет эффекта, если пациент не будет соблюдать ряд рекомендаций от лечащего врача.

Лечение у рефлоксотерапевта может проводиться методом магнитотерапии

Заболевание лучше предотвратить, нежели лечить. Чтобы оградить себя от многих болезней рефлексотерапевт сможет дать такие рекомендации:

  • обеспечить отдых своему организму;
  • своевременное и сбалансированное питание;
  • небольшие физические нагрузки;
  • пребывание на свежем воздухе минимум час в день;
  • своевременное и полноценное лечение всех заболеваний;

Для здоровья организма нужно регулярно пребывать на свежем воздухе

  • отсутствие любого самостоятельного вмешательства в лечение болезней.

Основная задача рефлексотерапевта заключается в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации неврологических, психологических, травматических и патологических заболеваний. Он может не только вылечить множество заболеваний, но и провести курсовую терапию в профилактических целях, оказать комплексную консультативную помощь.

Кто такой рефлексотерапевт и какие методы использует врач для лечения пациентов, ознакомит следующее видео:

Рефлексотерапевт – это врач, который лечит заболевания внутренних органов и тканей с помощью акупунктуры – стимуляции рефлексогенных точек организма мануально, физиотерапевтически и специальными иглами; реабилитирует пациентов после тяжелых операций, устраняет обострения хронических болезней.

Рефлексотерапевт занимается разработкой и внедрением в медицинскую практику новых методов воздействия на активные точки, стимулирует иммунитет и опосредовано влияет на инфекционное начало, готовит к родам, облегчает родоразрешение и послеродовый период. В профессиональной деятельности рефлексотерапевт использует классическое иглоукалывание и его микро разновидности, акупрессуру, апипунктуру, воздействие температурой, магнитным полем, ультразвуком (фонопунктура в сочетании с массажем), лекарственными средствами, вакуумом, аппликациями из лечебной грязи, водорослей, пиявками.

Врач-рефлексотерапевт контактирует с врачами всех специальностей, поскольку лечит:

  • Заболевания суставов и позвоночника.
  • Неврологические расстройства.
  • Патологию пищеварительной системы.
  • Эндокринные заболевания.
  • Гинекологические проблемы.
  • Проявления аллергии.
  • Болевой синдром.
  • Патологию кожи.
  • Половую дисфункцию.
  • Бессонницу.

Кроме того, профессия рефлексотерапевта предполагает восстановление пациентов после тяжелых оперативных вмешательств, травм, ранений, инсультов, инфарктов, медицинскую поддержку спортивных команд.

Нередко, пациенты обращаются к специалисту, когда традиционные методы не помогают.

Места работы

Рефлексотерапевт работает в многопрофильных медицинских организациях, НИИ, реабилитационных и перинатальных центрах, женских консультациях, родильных домах, санаториях, салонах красоты.

История профессии

Иглорефлексотерапия относится к древним медицинским практикам и корнями уходит в Китай, где в 221 году до н.э. появилась первая книга, в которой подробно описывались форма игл, топография рефлексогенных точек, методы иглотерапии и прижигания. С этого времени акупунктура быстро распространилась по всем странам Востока и стала одним из ведущих способов лечения болезней.

Однако до XVII века в Европе иглотерапия не использовалась, а, только начав применяться, в силу политической и экономической обстановки была забыта на три столетия. В начале ХХ века американец У. Фицджеральд предложил теорию взаимосвязи активных в биологическом плане точек и внутренних органов. Согласно ей активизация каждой точки приводит к запуску механизма саморегуляции и самовосстановления конкретного органа. Иными словами, предлагалась возможность лечения без лекарств, так популярная в наши дни. Ее практическое внедрение в официальную медицину датируется 1949 годом. С этого момента в разных уголках планеты открылись лаборатории по изучению этого метода.

С 1971 года иглоукалывание начинает использоваться в хирургии в качестве анальгезии, анестезии в постоперационном периоде. Однако полного признания, как официальной методики, у рефлексотерапии нет и сегодня, что не мешает её широкому использованию в качестве вспомогательной терапии. С 1998 г. специальность врач-рефлексотерапевт включена в реестр медицинских специальностей.

Перспективным направлением развития современной рефлексотерапии является разработка системы комплексного омоложения организма.


Врач специальными иглами активирует биологически активные точки на теле пациента.

Обязанности рефлексотерапевта

Основные обязанности рефлексотерапевта таковы:

  • Клинико-лабораторная диагностика, лечение (амбулаторное, стационарное, домашнее) и реабилитация пациентов.
  • Проведение процедур: иглорефлексотерапия, микротоковое воздействие на активные точки, термоакупунктура, подкожное введение в точки акупунктуры лекарств, баночный массаж, инфракрасное воздействие.
  • Гомеосиниатрия (сочетание гомеопатии и рефлексотерапии).
  • Оформление документации, медицинских заключений и рекомендаций.

Требования к рефлексотерапевту

Основные требования к рефлексотерапевту выглядят так:

  • Высшее медицинское образование, действующий сертификат по «Рефлексотерапии».
  • Владение методиками акупунктуры и иглорефлексотерапии.
  • Знания в области неврологии, терапии, топографической анатомии, психотерапии.
  • Знание методов диспансерного наблюдения, социальной гигиены, эпидемиологии и санитарии.
  • Этика и умение общаться с пациентами и их родственниками.


Открыто уже более 900 точек акупунктуры, которые соответствуют внутренним органам.

Как стать рефлексотерапевтом

Чтобы стать рефлекотерапевтом, нужно:

  1. Закончить ВУЗ по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  2. Получить вместе с дипломом аккредитационный лист, сдав тестовые задания, экзамен и пройдя собеседование со специальной комиссии, состоящей из докторов наук и профессоров. Это даст право работать самостоятельно на амбулаторном или поликлиническом приеме.
  3. Год в обязательном порядке отработать в поликлинике или амбулатории, а затем, поступить в ординатуру (2 года) по специальности «Рефлексотерапия».

В процессе работы врачам начисляются квалификационные баллы, подтверждающие аккредитацию: за проведение сложных манипуляций, участие в научно-практических конференциях и семинарах, за публикацию научных статей, книг, защиту диссертации. Каждые 5 лет эти баллы суммируются и оцениваются аккредитационной комиссией. Если набрано достаточное количество баллов, то следующие пять лет можно работать по специальности дальше. При отсутствии достаточного количества баллов врач лишается права лечить. .

Рост профессионализма, уровня знаний и опытности врача обычно отражается квалификационной категорией . Все категории присваиваются квалификационной комиссией в присутствии самого врача, на основании его письменной исследовательской работы, содержащей описание навыков и знаний.

Сроки присвоения:

  • более 3 лет стажа – вторая категория;
  • более 7 лет – первая;
  • более 10 лет – высшая.

Врач имеет право не квалифицироваться, но для карьерного роста это будет минус.

Также карьерному и профессиональному росту способствует научная деятельность – написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в медицинских журналах, выступления на конференциях и конгрессах.

Зарплата рефлексотерапевта

Разброс доходов велик: рефлексотерапевты зарабатывают от 10 000 до 150 000 рублей в месяц. Наиболее востребована профессия в Московской и Ленинградской области. Минимальный оклад у рефлексотерапевта найден во Владивостоке – 10 000 рублей ежемесячно, максимальный – в московском центре Дикуля «Лосиный остров» – 150 000 рублей в месяц.

Средняя зарплата рефлексотерапевта – 25 000 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Медицинский университет инноваций и развития приглашает вас пройти дистанционные курсы переподготовки или повышения квалификации по направлению « » с получением диплома или сертификата государственного образца. Обучение длится от 16 до 2700 часов, в зависимости от программы и вашего уровня подготовки.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации « » и выдаёт диплом и сертификат.