Ресоциализация осужденных. Проблема ресоциализации заключенных после освобождения

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

1.1. Пенитенциарное учреждение как социокультурная среда ресоциализации осужденных.

1.2. Ресоциализация осужденных в местах лишения свободы.

1.3. Социокультурная характеристика личности осужденного.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ.

2.1. Основные факторы ресоциализации осужденных в пенитенциарных учреждениях.

2.2. Система ценностей осужденных как результат их ресоциализации.

Рекомендованный список диссертаций

  • 2006 год, кандидат социологических наук Овчинников, Сергей Николаевич

  • Пенитенциарная девиантность в условиях трансформации современного российского общества и стратегии ее минимизаци: на материалах мужских исправительных учреждений Иркутской области 0 год, доктор социологических наук Гайдай, Мария Константиновна

  • Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы 2008 год, кандидат социологических наук Васильченко, Ольга Викторовна

  • Ресоциализация осужденных к лишению свободы: Проблемы теории и практики 2001 год, доктор юридических наук Рыбак, Михаил Степанович

  • Социокультурные основы ресоциализации преступников 2001 год, доктор юридических наук Багреева, Елена Геннадиевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ресоциализация осужденных в пенитенциарном учреждении в условиях современной России»

Актуальность темы исследования. Современная российская пенитенциарная система и весь комплекс, связанный с исполнением правосудия и ресоциализацией осужденных, переживают кризис, о чем свидетельствует нарастание коллективных протестных акций заключенных, значительная часть из которых проходила в ненасильственной форме. Смена социально-экономических и политико-правовых ориентиров российского общества, формирование правового государства и гражданского общества определили необходимость изменения форм, методов и основного содержания уголовно-исправительной работы с осужденными. Отбывание наказания осужденными в условиях пенитенциарного учреждения является одним из тех факторов, который оказывает влияние на их последующую жизнь во всех ее проявлениях.

Востребованность исследования проблем ресоциализации осужденных возрастает в связи с началом реформирования российской пенитенциарной системы, приоритетным направлением которой является применение к содержанию заключенных международных стандартов, призванных обеспечить успешную адаптацию осужденных к условиям изоляции, а также сформировать модели поведения, необходимые для успешного вхождения в социум после их освобождения. В этой ситуации возникают эмоционально-психологические, организационно-технические, коммуникативно-культурные, нормативно-правовые проблемы, которые требуют неотложного разрешения.

Актуальность данного исследования обусловлено противоречивостью трактовки ресоциализации. С одной стороны, принято считать, что осужденные в местах лишения свободы проходят процесс десоциализации, разрушающий нравственные основы личности и носящий необратимый характер: в дальнейшем невозможно восстановить утраченные ценности, нормы и социальные роли. Существует также точка зрения, согласно которой в пенитенциарном учреждении осуществляется ресоциализация, в той или иной степени изменяющая установки осужденных, цели, нормы и ценности жизни.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение ресо-циализации осужденного в пенитенциарном учреждении представляет собой многоаспектную проблему. Это предполагает использование междисциплинарного подхода к самой проблеме. Данный феномен исследуется в социологии, юриспруденции, криминологии, виктимологии, культурологии, психологии и др.

Исследование социализации как целостного процесса представлено в трудах Г. Зиммеля, Ф. Знанецкого, А. Шюца1.

В отечественной науке проблемам социализации, ресоциализации, десо-циализации были посвящены работы Г.А. Андреевой, И.В. Андреенковой, Е.П. Белинской, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, Е.С. Дубовской, С.Н. Иконниковой, JI.H. Когана, Ю.Н. Кривова, И.С. Кона, JI. В. Мардахаева, A.B. Мудрика, Б.Д. Парыгина, В.Ф. Сержантова, O.A. Тихомандрицкой, Д.И. Фельдштейна, JI.B. Филипповой и др.

Вопрос о социализации как социально-педагогическом процессе нашел отражение в работах региональных ученых Т.И. Барсуковой, Г. И. Бондарено ко, В. Д. Семенова, М. М.Шульга и др.

Механизмы социализации в зависимости от этапа социализации были исследованы Дж. Мидом, Ч. Кули4.

Становление и развитие учения об исполнении наказания - пенологии (тюрьмоведения) - связано с именами таких исследователей, как Д. Говард и И. Бентам, работы которых были посвящены вопросам гуманизации тюремной системы. В России наиболее известными специалистами в области пено

1 См.: Ионин Л.Г. Социология Георга Зиммеля // История буржуазной социологии XIX -начала XX века. - М.: Наука, 1979. - С. 180-203; Ганжа А.О. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 112-120; Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. - М. : РОССПЭН, 2004. - 1056 с.

2 Корольков К.В. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы: Дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 152 с.

3 Воспитание в современном российском обществе: социокультурный анализ: Лвтореф. дис. д-ра социол. наук. - Ставрополь, 2006.- 49 с; Бондаренко Г. И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: Автореф. дис. д-ра социол. наук. - Уфа, 2007. - 34 с.

4 Мудрик A.B. Социализация человека. - М., 2004. - С. 9. логии стали C.B. Познышев, Н.С. Таганцев и И.Я. Фойницкий, изучающие особенности функционирования пенитенциарной системы в России.

В работах В.И. Селиверстова, Б.С. Утевского, М.Д. Шаргородского, Е. Г. Ширвиндта и др. дан анализ исправительных учреждений с позиции организации исполнения наказаний, определения правового статуса осужденных и сотрудников учреждений.

Осмысление ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений, направленной на решение двух основных задач - исполнение наказания и ресоциализация осужденных, раскрывается в работах М. И. Еникеева и О. JI. Кочеткова1. Проблемы ресоциализации осужденных рассматривались также в трудах Н. А. Крайновой, которая обратила внимание на многоуровневость данного процесса.

В исследованиях В. Б. Первозванского, М. П. Стурова, В. Е. Южанина и др. обоснована перспективность воспитания осужденных средствами коло лектива и общественно - полезного труда.

Среди ученых, занимающихся изучением социокультурной среды пенитенциарного учреждения, следует назвать Ю.М. Антоняна, И.П. Башка-това, А.П. Деткова, Ю.А. Дмитриева, Б.Б Казака, В. Н. Кудрявцева, В.М. Литвишкова, В.Ф. Пирожкова, А.И. Ушатикова, В.Е. Эминова и др., в работах которых затрагиваются юридические и психологические аспекты малых групп и коллективов осужденных в пенитенциарных учреждениях4.

1 См.: Еникеев Е.М. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии. Психологический журнал. - 1982. - №3. - С. 108 -120; Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: крат, энцикл. слов. - М.: Юрид. лит., 2002. - 307 с.

2 Крайнова, Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: Автореф. дис. канд. юр. наук. - Владивосток, 2002. - 23 с.

3 См.: Стурова М.П. Педагогические основы профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений. - М.,2005. - 64 е.; Стурова М.П. О социально-педагогическом назначении пенитенциарной системы. - М., 1995; Южанин В.Е. Методические рекомендации по работе с лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы. - М.Д996.

4 См.: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. - М.: Наука, 1995. - С. 150; . Михлин A.C., Пирожков В.Ф. Ценностные ориентации осужденных. Рязань, 1975. - 53 е.; Литвишков В.М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных // В.М. Литвишков. - 2004. - 160 е.; Детков А.П. Пенитенциарная конфликтология как специальная отрасль юридической науки // Вестник Алтайской академии экономики и права.- 2010. - № 3. - С. 135; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии // Под ред. С.Н. Пономарева. - Рязань,2002. - 554 е.; Дмитриев Ю.А. Пенитенциальная психология. - М.: Феникс, 2010. - 688 с.

Вопросам криминальной, тюремной субкультуры посвящены труды Н. Кристи, а также российских ученых - Ю.А. Алферова, H.A. Андреева, Я. И. Гилинского и др1.

Характеристика личности осужденного дана в исследованиях В. Ф. Аб-рамкина, Я.И. Гилинского, A.C. Михлина, А.Е. Катышева, П.Е. Подымова, A.JT. Ременсона, H.A. Стручкова, Б.С. Утевского, Г.Х. Хохрякова, И.В. Шма-ровадана и др2.

Основы социокультурного подхода были заложены в трудах Ф. Зна-нецкого и П. Сорокина. В рамках современной социологии нашли отражение специфика социокультурных исследований (A.C. Ахиезер, Ф.И. Минюшев), социокультурный опыт как основа функционирования сообщества (А. Я. Флиер), новые формы социокультурной жизни (В. И. Болгов).

Изучению зависимости поведения личности и ее системы ценностей от социальной среды положил начало Э. Дюркгейм и продолжил Р. Мер-тон3.

Предопределение социального действия человека ценностными ори-ентациями личности рассмотрено в работах М. Вебера.

Роль ценностных ориентаций в социализации освещена в трудах Т. Парсонса4. По Т. Парсонсу, ценностные ориентации могут быть определены как связующее звено между культурой, личностью и социальными система

1 См.: Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. -1994. -204 е.; Андреев H.A. Социология исполнения уголовных наказаний. - М., 2001. - 144 е.; Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб., 2004. - 520 е.; Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. - СПб.,2002. -384 с.

2 См.: Абрамкин В. Ф. Как выжить в советской тюрьме: в помощь узнику Издатель «Восток»; Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004; A.C. Михлин Последствия преступления в советском уголовном праве: Дис. канд. юрид. наук. М., 1959. - 179 е.; Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений / Кузнецов Ф.Т., Подымов П.Е., Шмаров И.В. - М.: Юрид. лит., 1968. - 183 с; Тирский В.В. Карательно-воспитательный процесс в исправительно-трудовых колониях особого режима // Под ред.: Ременсон A.JI. - Томск, 1973. - 242 е.; Утевский Б.С. Воспоминания юриста // Б.С. Утевский. - М.: Юридическая литература, 1989. - 304 е.; Хохряков Г.Ф. Криминология. М.: Мысль, 2007. - 213 е.; Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву. - М.,1985. - 246с.

3 См.: Антоновский А.Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология и философия науки. -Т. XIV. - 2007. - № 4. - С. 142-161; Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. - М.: Хранитель, 2006. - 873 с.

4 См.: Прсонс Т. О социальных системах. - М., 2002. - С.429. ми. Посредником между действием и ценностью является мотив, за которым всегда стоит мотивационная система, формирующаяся как производная от системы ценностей, принятой в данной культуре.

Важный вклад в рассмотрение системы ценностей осужденных внесли A.C. Михлин, В. Ф. Пирожков и др., которые выявили наибольшее значение для них ценности1.

Особенностям социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях посвящены работы Ю.А. Алферова, Л.И. Беляевой, H.A. Катаевой, К.В. Королькова, Т.Ф. Масловой, П.Д. Павленок и др2.

Несмотря на то что в вышеперечисленных работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, вопрос ресоциализации осужденных в пенитенциарных учреждениях современной России не получил достаточного социологического исследования.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.

Объектом диссертационного исследования являются осужденные, отбывающие впервые наказание в пенитенциарных учреждениях.

Предметом исследования выступают факторы и результат ресоциализации осужденных, оказавшихся в местах лишения свободы.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении содержания системы ценностей, сформировавшейся в результате ресоциализации осужденных, оказавшихся впервые в пенитенциарных учреждениях

Исходя из данной цели решаются следующие задачи:

Выявить особенности пенитенциарного учреждения как среды ресоциализации осужденных;

Конкретизировать понятие «ресоциализация» применительно к заключенным в местах лишения свободы;

1 См.: Михлин A.C., Пирожков В.Ф. Ценностные ориентации осужденных. - Рязань, 1975. -53 с.

2 См.: Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. -Домодедово, 1994. - 204 е.; Андреев H.A. Социология исполнения уголовных наказаний. -М., 2001. - 144 е.; Корольков К. В. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы: Дис.канд. пед. наук. -Ставрополь, 2003. - 152 с.

Дать социокультурную характеристику личности осужденного, находящегося в пенитенциарном учреждении;

Определить наиболее значимые факторы ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

Охарактеризовать изменение системы ценностей осужденных, находящихся в социокультурной среде пенитенциарного учреждения.

Гипотеза исследования. В ходе ресоциализации, осуществляющейся в специфической социокультурной среде пенитенциарного учреждения, система ценностей осужденных характеризуется сохранением базовых ценностей, содержание которых приобретает иное, отличающееся от традиционного восприятия, аксиологическое наполнение, в том числе и асоциальное.

Теоретико-методологическую основу исследования составила теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, использование которой позволило детально проанализировать зависимость системы ценностей осужденных от социокультурных условий пенитенциарных учреждений.

В рамках концепции субкультур А. Коэна были исследована социокультурная среда пенитенциарного учреждения и осмыслены факторы ресоциализации осужденных.

Использование социокультурного подхода дало возможность определить социокультурную среду в пенитенциарном учреждении как совокупность факторов ресоциализации осужденных.

Рассмотрение пенитенциарного учреждения базировалось также на применении структурно-функционального подхода, что позволило конкретизировать описание макрофакторов ресоциализации осужденных.

Эмпирическую базу исследования составили социологические исследования, опубликованные в научной периодике и монографиях последних лет:

Анкетирование «Ценностные ориентации осужденных в местах лишения свободы» под руководством О. В. Васильченко, 2008 г., г. Котлас Архангельской области;

Анкетирование «Актуальные проблемы людей, находящихся в местах лишения свободы» под руководством А. А. Истомина, 2008 г., г. Псков Псковской области;

Анкетирование «Ресоциализация подростков в условиях воспитательной колонии» под руководством М. В. Бухарова, 2010 г., г. Георгиевск Ставропольского края;

Анкетирование «Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (на материалах Восточной Сибири)» под руководством М. Н. Садовникова, 2011 г., г. Владивосток Приморского края.

Первичная социологическая информация была получена в результате авторского исследования «Ресоциализация осужденных в пенитенциарном учреждении, совершивших преступление впервые», которое проводилось в два этапа: первый - в 2009 г.; второй - в 2010 г. и включало в себя:

Контент-анализ дневников индивидуально-воспитательной работы с осужденными, 17 дневников;

Контент-анализ Интернет-сайтов с перепиской осужденных;

Анкетирование осужденных по теме «Ценностный мир осужденных», 139 человек;

Опрос экспертов: адвокатов, оперативных сотрудников, психологов и сотрудников охраны пенитенциарных учреждений, 11 человек.

Наряду с результатами социологических исследований эмпирическую базу диссертационной работы составили данные ВЦИОМ, общероссийские и региональные статистические материалы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Обосновано, что социокультурная среда пенитенциарных учреждений характеризуется сочетанием двух субкультур: уголовно-исполнительной и тюремной, взаимовлияющих и обеспечивающих устойчивое функционирование учреждения;

Уточнено понятие ресоциализации применительно к осужденным, впервые отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях, как процесса одновременной адаптации к элементам формальной (уголовно-исполнительной) и неформальной (тюремной) субкультур;

Установлено, что личность осужденного характеризуется ценностной неустойчивостью, которую сопровождают абсолютная депривация, когнитивный диссонанс, психологический дискомфорт, ролевое напряжение и ролевые конфликты;

Выявлена обусловленность характерологических черт осужденных основными мезофакторами ресоциализации, наиболее значимыми из которых выступают жесткая регламентация поведенческих норм, лишение возможности самостоятельно решать вопросы повседневной жизни, «заражение» тюремной культурой, физическая изоляция и остракизм;

Сделан вывод о том, что в ходе ресоциализации, осуществляющейся в пенитенциарном учреждении, структурно система ценностей осужденных характеризуется сохранением базовых ценностей, но содержательно она приобретает иное аксиологическое наполнение, отличающееся от традиционно понимаемого, в том числе и асоциальное.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для социокультурной среды пенитенциарного учреждения характерно сочетание уголовно-исполнительной и тюремной субкультур, ценности и нормы которых, хотя и имеют разную аксиологическую основу, неофициально взаимодополняют друг друга и направлены на поддержание установленного в исполняющих наказание учреждениях социального порядка.

2. Ресоциализация осужденных может рассматриваться как процесс аккультурации, когда заключенные, впервые отбывающие наказание, вынуждены приспосабливаться к совершенно новой для них социокультурной среде пенитенциарного учреждения. Находясь в условиях специфического межкультурного взаимодействия, осужденные стремятся установить социально полезные связи и с администрацией пенитенциарных учреждений, и с влиятельными представителями «тюремного» мира.

3. Для личности осужденного преобладающими характеристиками являются: противоречивость ценностных стратегий, отражающих разновек-торность имеющихся социальных ценностей и установок; невозможность самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности; невостребованность прошлого опыта в реально существующей социокультурной среде; напряжение и конфликт в исполнении осужденными стандартизированных (формальных) и межличностных (неформальных) социальных ролей.

4. Мезофакторная среда пенитенциарного учреждения является основным детерминантом ресоциализации осужденных. Лишение возможности самостоятельного решения вопросов повседневной жизни снижает адаптивные способности у осужденных и ведет к утрате социальных, и в первую очередь трудовых навыков, что формирует иждивенческие настроения. Постоянное нахождение в криминальной среде порождает эмоционально-психологическую изоляцию. Осуждение со стороны общественного мнения ведет к ухудшению контактов с внешним миром, вызывая состояние депрессии, обреченности и апатии. Физическая изоляция от общества приводит либо к агрессивному поведению, либо к бездеятельности. Жесткая регламентация поведенческих норм, тотальное принуждение разрушают у осужденных инициативность.

5. Осужденным лицам свойственны общепринятые базовые ценности: «семья», «дружба», свобода», «коллективизм» и т.д. Но в ходе ресоциализации в специфической социокультурной среде социальные ценности осужденных приобретают нетрадиционное содержание, а иногда и асоциальное. Так, в ценности «семья» - ценность «родства» как источника материальной помощи; ценность «свобода» трактуется как «своеволие»; «дружба» воспринимается как «коммуникативный контакт»; «труд» интерпретируется в качестве «повинности»; а «коллективизм» реализуется через «псевдоколлективизм».

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные результаты для расширения предметного поля социологии культуры, уточнения категориального аппарата социологии де-виатного поведения, систематизации знаний о социокультурных факторах ресоциализации осужденных в пенитенциарных учреждениях; корректировки социологической теории девиации с точки зрения современного этапа развития общества.

Основные положения диссертации могут стать теоретико-методологической основой для мониторинговых исследований проблем ресоциализации различных социальных групп в современном российском обществе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы различными государственными ор

11 ганами, общественными организациями, средствами массовой информации при планировании и совершенствовании работы по профилактике преступлений, девиантных социокультурных практик среди подрастающего поколения, при разработке целевых программ социализации молодежи.

Основные итоги диссертационной работы могут найти применение в учебно-воспитательной, научно-исследовательской деятельности педагогов высших и средних специальных учебных заведений. Результаты исследования можно использовать в качестве учебного материала для разработки курсов по общей социологии, социологии права, криминологии, юридической психологии и других смежных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 22.00.06 - Социология культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на различных конференциях, в частности: Международной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (г. Ставрополь, 2009 г.); Региональной научно-практической конференции «Молодежь в современной социокультурной среде региона» (г. Ставрополь, 2009 г.); Международной научно-практической Интернет-конференции «Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования», (г. Ставрополь, 2009 г.); IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения» (г. Краснодар, 2010 г.); 55-й научно-методической конференции «Университетская наука -региону», 56-й научно-методической конференции «Университетская наука-региону» (г. Ставрополь, 2010 г., 2011 г.).

Основные положения и выводы диссертации отражены в 12 публикациях общим объемом 4,5 п.л., в том числе три статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

  • Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы 2007 год, кандидат юридических наук Ускачева, Инна Борисовна

  • Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях 2011 год, кандидат педагогических наук Пайзулаева, Бурлият Айгумовна

  • Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы 2000 год, кандидат педагогических наук Савардунова, Вита Николаевна

  • Криминогенность мест лишения свободы и её нейтрализация 2009 год, доктор юридических наук Громов, Владимир Геннадьевич

  • Расстройства личности у осужденных в условиях исправительных учреждений (социокультуральный и адаптационный аспекты) 2012 год, доктор медицинских наук Диденко, Александр Владимирович

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Тумаров, Константин Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важность процесса ресоцнализацни осужденных в пенитенциарном учреждении не вызывает сомнения. Еще более актуальной становится данная проблема в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы, когда деятельность пенитенциарных учреждений основывается на современных европейских требованиях к содержанию, исправлению и ресоциализации осужденных.

Социокультурная среда пенитенциарного учреждения характерезуется сочетанием уголовно-исполнительной и тюремной субкультуры, ценности и нормы которых, хотя и имеют разную аксиологическую основу, неофициально взаимодополняют друг друга и направлены на поддержание установленного в учреждениях, исполняющих наказание, социального порядка.

Важнейшим признаком формальной (уголовно-исполнительной) культуры пенитенциарного учреждения является зафиксированность ее элементов: договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и др. норм и зависимостей. Формальная культура заложена в организационно-правовой базе уголовно-исправительного учреждения. Она обеспечивает устойчивость, стабильность функционирования пенитенциарного учреждения, дает возможность прогнозирования функциональных процессов на более длительный срок, экономии организационных усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации и т. д.

Неформальная культура складывается из элементов тюремной субкультуры. Она обеспечивает динамичность, определенную непредсказуемость (по крайней мере, для некоторых осужденных и работников пенитенциарного учреждения).

Основным источником регуляции поведения осужденных и работников пенитенциарного учреждения выступают нормы и ценности, регулирующие систему отношений на уровне межличностных взаимодействий и прямых контактов.

Нормативная система неформальной культуры отличается большей гибкостью и динамичностью по сравнению с формальной и изначально не ориентирована на достижение общих целей пенитенциарного учреждения.

Ресоциализация как процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития, понимается в широком значении. В данном случае этот процесс может затрагивать любого индивида. В узком смысле слова ресоциализация есть усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее, и касается в таком понимании определенных групп людей. В этом значении ресоциализация понимается как такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Ресоциализация в данном контексте первичная социализация, поскольку в ходе такой ресоциализации радикально по-новому расставляются акценты реальности. Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации - прошлое.

Таким образом, ресоциализация есть разрушение ранее усвоенных ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, кардинально отличающихся от предыдущих. Взрослые люди могут переживать ресоциализацию лишь в некоторых ситуациях. Одна из таких ситуаций -это пребывание в карцерных учреждениях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований.

Ресоциализация осужденных, представляя собой элемент межкультурного взаимодействия, может рассматриваться как процесс аккультурации, когда заключенные, впервые отбывающие наказание, вынуждены приспосабливаться к совершенно новой для них социокультурной среде пенитенциарного учреждения. Находясь в условиях специфического межкультурного взаимодействия, осужденные стремятся установить социально полезные связи и с администрацией пенитенциарных учреждений, и с влиятельными представителями «тюремного» мира.

Осужденный лицо, в отношении которого вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом.

Нахождение осужденного в местах лишения свободы, в которых сосуществуют формальная и неформальная субкультуры, сказывается на приобретении им нового социального статуса - статуса заключенного. Новый социальный статус детерминирует и новую социальную роль. Кроме основного социального статуса, осужденный одновременно занимает множество других позиций и исполняет множество иных ролей в пенитенциарном учреждении. Это накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей, в частности исполнительность, беспрекословное подчинение требованиям власти, иждивенчество, и подавляются незначительные, например инициативность, чувство собственного достоинства, ответственность. В результате возникают ролевое напряжение, нередко и ролевые конфликты, что может привести к возникновению личностной деформации.

Личность осужденного характеризуется определенной неустойчивостью в ценностных ориентациях, интересах, потребностях, в своих взглядах и в поведении. Для своего выживания в новых условиях осужденные вынуждены использовать противоречивые ценностные стратегии (законопослушного гражданина и «своего человека» в криминальном мире), что отрицательно сказывается на личностных характеристиках осужденного.

Мезофакторная среда пенитенциарного учреждения является основным детерминантом ресоциализации осужденных. Лишение возможности самостоятельного решения вопросов повседневной жизни снижает адаптивные способности у осужденных и ведет к утрате социальных, и в первую очередь трудовых, навыков, что формирует иждивенческие настроения. Постоянное нахождение в криминальной среде порождает эмоционально-психологическую изоляцию. Осуждение со стороны общественности ведет к ухудшению контактов с внешним миром, вызывая состояние депрессии, обреченности и апатии. Физическая изоляция от общества приводит либо к агрессивному поведению, либо к бездеятельности. Жесткая регламентация поведенческих норм, тотальное принуждение разрушают у осужденных инициативность.

Осужденным свойственны общепринятые базовые ценности: «семья», «дружба», свобода», «коллективизм» и т. д. Но в ходе ресоциализации в специфической социокультурной среде социальные ценности осужденных приобретают нетрадиционное содержание, а иногда и асоциальное. Так, в ценности «семья» ценность «родства» как источника материальной помощи; ценность «свобода» трактуется как «своеволие»; «дружба» воспринимается как «коммуникативный контакт»; «труд» интерпретируется в качестве «повинности»; а «коллективизм» реализуется через «псевдоколлективизм»

Все вышеназванные положения доказывают важность процесса ресо-циализации осужденных, который в последнее время с учетом социально-экономических и политических изменений в стране приобрел особую остроту и значимость, а также необходимость скорейшего разрешения этой проблемы путем принятия мер государственного управления и регулирования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Тумаров, Константин Сергеевич, 2012 год

1. Аберкромби Н., Хилл С., Теренр Б. Социологический словарь. Казань, 1997.

2. Абрамкин В. Ф. Как выжить в советской тюрьме: в помощь узнику. Издатель «Восток».

3. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. М.: «Права человека», 2002. - 152 с.

4. Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. Домодедово, 1994. 204 е.;

5. Андреев Н. А. Социология исполнения уголовных наказаний. М., 2001. 144 с.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.376 с.

7. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005, -303 с.

8. Анисимков В. М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. -СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003.1.. Антоновский А. Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология & философия науки. 2007. Т. XIV. № 4.

9. Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. -М.: Наука, 1995.

10. Баграева Е. Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. -М.: ВНИИИ МВД РФ, 2001

11. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М., 2002. - 416 с.

12. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Академия, 2009. - 304 с.

13. Большой психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Прайм-Еврознак. 206 с.

14. Белосудцев В.И. Обеспечение эффективности длительных сроков лишения свободы. М., 1999.

15. Вульфов Б. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания школьников. М.: Педагогика. - 1992. - №. 5.

16. Гайдай M. Пенитенциарная девиантность в условиях трансформации современного российского общества и стратегии ее минимизации (на материалах мужских исправительных учреждений Иркутской области). Улан-Удэ, 2010.

17. Гайдай М. К. К вопросу об адаптации лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. Вып. 14. Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2008.

18. Гайдай М. К. Особенности пенитенциарной девиантности в условиях трансформации российского общества: На материалах Иркутской области: дис. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2004.

19. Гегель Г. В. Философия права. М., 2004.

20. Георг Зиммель. Избранное. М.: Юрист, 1996;

21. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. - 873 с.

22. Гилинский Я. И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб., 2002. - 384 с.

23. Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи / Я.И. Гилинский. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004

24. Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб., 2004. - 288с.

25. Грабельных Т.И. Концепция ментальности в закрытых социальных пространствах / Т.И. Грабельных. М. : Прометей, 2000. - 284 с.

26. Громов В.Г., Шайхисламова O.P. Наказание в виде лишения свободы и пенитенциарная политика: Монография. М.: Издательство «Новый индекс», 2007.

27. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993. - № 4.

28. Димитров A.B., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии / A.B. Димитров, В.П. Сафронов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.

29. Емельянов С.Н. Профессиональная культура сотрудникаисправительного учреждения / С.Н. Емельянов. М.: Академия управления МВД России, 1999.

30. Еникеев Е.М. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии. Психологический журнал. Том. 3. 1982. -№3.

31. Ерасов B.C. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2000.

32. Ефимова Е.С. Современная тюрьма: Быт, традиции и фольклор / Е.С. Ефимова. М.: ОГИ, 2004.

33. Зайцев В.В. , Якушин Н.М. Организация и тактика борьбы с преступными группировками в местах лишения свободы. М., 1995.

34. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий.- М. 2000.

35. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М. 2000.

36. Исправительно-трудовая психология / Глоточкин А.Д., Деев В.Г., Папкин А.И., Пирожков В.Ф., и др.; Под ред.: Глоточкин А.Д., Игошев К.Е., Платонов К.К. Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР, 1985. - 356 с.

37. История пенитенциарной системы России. Учебное пособие / Калашникова Н.В., Павлушков А.Р.; Ред.: Головина И. 5-е изд., перераб. и доп. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. - 146 с.

38. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права.- Москва: Юристъ, 1995. 297 с.

39. Кини P.JI. Теория принятия решений. В кн.Исследование операций. М.: Мир, 1981 г.

40. Кистяковский А. Ф. Лекции по общему государственному праву. -М., 1912.

41. Корольков К.В. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы: Дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. - 152 с.

42. Кравченко А.И. Культурология 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

43. Кривов Ю.И. Императивы современной теории социализации. -Пенза, 2003.- 136 с.

44. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / Познышев C.B.; Сост. и предисл.: Овчин-ский B.C., Федоров А.В. М.: Инфра-М, 2007. - 302 с.

45. Криминология:/ Под общ. ред. А. И. Долговой. М.: Издательство НОРМА, 2001.

46. Криминология/ Под ред. В. Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ,2006.

47. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова. М.,2005.

48. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М.,2004.

49. Криминология / Под ред. В. Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ,2006.

50. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Наука, 2002.

51. Кудрявцев Г. С. Субъекты криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мое. Гос. Индустр. Ун-т., 1997.

53. Литвишков В.М. формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных/В.М. Литвишков. М., 2004. - 160 с.

54. Лелюх В.Ф. Современные проблемы девиантности и пенитенциарная практика (социально-теоретические очерки) / В.Ф. Лелюх.

55. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2001.

56. Лелюх В.Ф. Российская уголовно-исполнительная система: социальные проблемы реформирования / В.Ф. Лелюх. Кемерово. 2005.

57. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация. Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.

58. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности / Сундуров Ф.Р.; Науч. ред.: Волков Б.С. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. -216 с.

59. Маликов Б.З., Пленкин Ю.В. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации: Монография / Б.З. Маликов, Ю.В. Пленкин. Самара: Издательство Самарского юридического института ФСИН России, 2005.

60. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997;

61. Махиборода Н.И. Педагогическое общение в воспитательных колониях / Н.И. Махиборода. М., 2000.

62. Майерс Д. Социальная психология. / Пер. с англ. 3. Замчук; Зав. ред. кол. Л. Винокуров. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 794 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

63. Михлин A.C., Пирожков В.Ф. Ценностные ориентации осужденных. Рязань, 1975.

64. Мудрик A.B. Социализация человека. М., 2004.

65. Михайлов И.А., Сперанский И.А., и др. / Под ред.: Сперанский И.А., Стручков H.A., Шмаров И.В. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1977.

66. Михлин A.C. Последствия преступления в советском уголовном праве: Дис. канд. юрид. наук. М., 1959.;

67. Олейник Ю.М., Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М. 1998.

68. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти / А.Н. Олейник. М.: ИНФРА-М, 2001.

69. Павлов В. Г. Субъект преступления. СПб., 2001.

70. Парсонс Т. О социальных системах/Т. Парсонс. М., 2002.

71. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология:история и современность / В.М. Поздняков. М.: Академия управления МВД России, 2000.

72. Повякель Н. И. Антропологическая теория Ч. Ломброзо. М., 1997.

73. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: криминальная субкультура/В.Ф. Пирожков. Тверь, 1994. - 378 с.

74. Пирожков В.Ф. Формирование коллектива осужденных в ВТК/В.Ф. Пирожков, С.П. Щерба. М.,1983.

75. Плошко Б.Г., Елисеева И.И. История статистики. М. - Ленинград: Финансы и статистика, 1990.

76. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. / Сост. и предисл. B.C. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2009.-391 с.

77. Райхенберг Н. М. Адольф Кетле // Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле: Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева; Послесл. А. Ф. Арендаря. Челябинск: Урал, 1997. - 456 с.

78. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: В 2 тт. М.: Наука, 1994.-773 с.

79. Русское уголовное право. Часть общая: в 2 тт. Тула: Автограф, 2001.- 1488 с.

80. Рыбак М.С. Соревнование как важнейший фактор формирования личности правонарушителя // Проблемы реализации основных средств исправления и перевоспитания осужденных. Рязань, 1998.

81. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / Под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

82. Седов Л.А Социализация // Современная западная социология. Давидов Ю.А., Ковалев М.С., Филиппов А.Ф. (составители). М., 1990.

83. Сизый А.Ф. Стимулирующие нормы уголовно-исполнительного права: их применение в процессе формирования правопослушного поведения осужденных (концептуальные проблемы теории и практики). Чебоксары, 1998.

84. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000.

85. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы / Д.В. Сочивко, В.М. Литвишков. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

86. Стурова М.П. Педагогические основы профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений/ М.П. Стурова, В.Б. Первозванский. М.,2005.

87. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004.-391 с;

88. Тарновский E.H. Движение преступности в Европейской части России за 1874-1894 гг. // Журнал Министерства юстиции. 1899. - №3.

89. Тайбаков A.A. Преступная субкультура // Социс. 2001 - № 3.

90. Уголовно-исполнительное право России/ Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2004. - 571 с.

91. Уголовно-исполнительное право России/ Под ред. А.И. Зубкова. -М.,1997.

92. Упоров И.В. Пенитенциарная политика в России XVIII-XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития / И.В. Упоров. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

93. Утевский Б.С. Воспоминания юриста/ Б.С. Утевский. М.: Юридическая литература, 1989. - 304 с.

94. Уткин В. А.,Курс лекций по Уголовно исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995. - 94 с.

95. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии под ред. С.Н. Пономарева/А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак. Рязань,2002. - 554 с.

96. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением - СПб.: Типография Министерства путей Сообщения, 1889. 503 с.

97. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением / Фойницкий И.Я. СПб.: Тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1889. - 514 с.

98. Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: Попурри, 2001. - 432 с.

99. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000.

100. Фестингер Jl. Теория когнитивного диссонанса. / Пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. - 318 с.

101. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Перевод с французского Владимира Наумова под редакцией Ирины Борисовой. М. Ad Marginem, 1999.-460 с.

102. Чурюмова, Д. Госдума ввела новый вид наказания- домашний арест. - RB.ru, 16 декабря 2009 года.

103. Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву/М.Д. Шаргородский. М.,1985. - 246с.

104. Шнайдер Г. Й. Криминология. М.: изд-во «Прогресс», 1994.

105. Шипунова Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение // Социологические исследования. -2006.-№ 1.

106. Ширвиндт Е.Г. К сорокалетию исправительно-трудовой политики советского государства/ Е.Г. Ширвиндт. М.,1957. - 78 е.;

107. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штоипка. М.: Логос, 2005.

108. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений / Кузнецов Ф.Т., Подымов П.Е., Шмаров И.В. М.: Юрид. лит., 1968.- 183 с;

109. Ядов В.А. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. -722с.

110. Якушин В.У. Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ в ходе строительства правового государства // Роль органов юстиции в правовом государстве. Материалы научно-практической конференции. М., 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I . ЦЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ 6

ГЛАВА I I . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ 16

2.1 Предмет и задачи исправительной психологии 16

2.2 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных 18

2.3 Психология личности, отбывающей наказание 23

2.4 Психологические основы ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений 28

ГЛАВА III. ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СМЕРТНОЙ КАЗНИ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы российское законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний претерпело значительные изменения, в определенной мере учитывающие международные правовые стандарты. Однако, как показывает практика, кардинальных сдвигов в обеспечении прав осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) не произошло. Многие положения, отражающие права лиц, содержащихся в воспитательных колониях (ВК), носят отчасти декларативный характер, механизм их реализации не отработан и сложен в применении.

В то же время реальное лишение свободы на определенный срок назначено в 2004 г. в 32,4 % всех приговоров, а несовершеннолетние составили 12,2 % от общего числа осужденных. Количество несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, остается в целом стабильно высоким и составляет 14732 человека.

Несоблюдение прав несовершеннолетних и отсутствие в ряде случаев возможности их реализации не позволяют достичь цели уголовно-исполнительного законодательства, не удерживают бывших осужденных от совершения новых преступлений. Лица, отбывшие лишение свободы в воспитательных колониях, возвращаясь в общество, распространяют и пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди сверстников и лиц более молодого, чем у них, возраста, что поддерживает криминогенный потенциал общества. За последние годы число выявленных подростков 14-15 лет, совершивших преступления, практически не изменилось, и их доля среди всех несовершеннолетних преступников колебалась незначительно от 27,7 % в 2000 г. до 30,3 % в 2004 г.

Немаловажным фактором, воздействующим на состояние пенитенциарной системы, является гуманизация и демократизация процесса исполнения уголовных наказаний, приведение его в соответствие с международными стандартами.

Но корректировка карательной политики должна осуществляться в рамках правового поля, установленного и реализуемого в соответствии с Конституцией РФ. Без формирования понимания механизма защиты прав и свобод личности, системного подхода к решению данной проблемы строить политику защиты прав и интересов личности, законности и правопорядка на должном уровне невозможно.

Устранению негативных явлений в воспитательной колонии способствует реализация прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных. В их основе заложены права человека, гарантированные международным сообществом в ряде конвенций и договоров.

Сложность и недостаточная теоретическая разработанность содержания и реализации прав несовершеннолетних, лишенных свободы, разумное соотношение обязанностей и запретов с областью действия рассматриваемых прав, учет международных правовых стандартов в этой сфере предопределили выбор темы диссертационного исследования. Вместе с тем известно, что одной из наиболее сложных юридических проблем, стоящих перед администрациями воспитательных колоний, является разумное и обоснованное сочетание запретов и дозволений, позволяющее обеспечить эффективное исправительное воздействие к осужденным, а также их социализацию и ресоциализацию.

Результаты деятельности УИС, изменение российского законодательства с учетом требований и рекомендаций европейских стандартов и правил являются подтверждением выполнения взятых при вступлении Российской Федерации в Совет Европы обязательств, ратифицированных основополагающих международных конвенций в области прав человека в части исполнения уголовных наказаний. На это указывают выводы руководящей группы экспертов Совета Европы по реформированию УИС России и других международных организаций.

Однако, как показывает практика, провозгласить права человека недостаточно, важно их обеспечить, для чего необходимо разработать эффективный механизм защиты прав несовершеннолетних, в том числе путем введения должности уполномоченного по правам человека в ВК и пенитенциарного судьи в отношении несовершеннолетних. Данное предложение соответствует духу проводимой судебной реформы о создании ювенальных судов, специализирующихся на отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних и применяющих нормы международного права по уголовным делам.

ГЛАВА I . ЦЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ

Проблема целей наказания является одной из самых дискуссионных в науке уголовного права. Как справедливо отмечается в литературе, "сколько будет существовать институт уголовного наказания, столько и будет правомерна постановка вопроса о целях его применения".

Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением и о том, что “отсутствие единодушия по довольно старым, казавшимися давно решенными принципиальным вопросам (о целях наказания) - одна из серьезных помех дальнейшего успешного развития нашей уголовно-правовой науки”.

В настоящее время наиболее часто в научных трудах указываются следующие цели уголовного наказания: исправление (моральное и юридическое) преступника; кара; ресоциализация осужденного; предупреждение преступлений (общее и специальное) и другие, названные мной ранее. Помимо этого, в последнее время активно обсуждается цель восстановления социальной справедливости, которая, как известно, нашла отражение и в действующем российском уголовном законе. Указанные в УК РФ цели наказания (я опускаю вопрос целесообразности закрепления именно этих целей наказания) - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений (ст. 43 УК) применимы ко всем видам наказания (ст. 44 УК), за исключением случаев, когда назначается смертная казнь - в этом случае цель исправления исключается.

Вместе с тем каждый вид наказания обладает своей спецификой, в том числе это касается и целеполагания. На мой взгляд, применительно к конкретному виду наказания можно говорить о специфических целях или о подцелях каждого вида наказания. Однако в юридической литературе данным аспектам внимания практически не уделяется. Соответственно и в законодательстве назначение различных видов наказания никаким образом не обозначается.

В этой связи рассмотрим специфические цели (подцели) каждого из обозначенных в уголовном законе видов уголовного наказания. При этом следует заметить, что раскрываемые ниже специфические цели отдельных видов уголовного наказания носят подчиненный характер по отношению к целям уголовного наказания в целом; специфические цели детализируют намерения государства в случае применения той или иной меры государственного принуждения уголовно-правового характера и определяют, как правило, вполне конкретные утилитарные цели.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ). Данный вид наказания является новым для уголовного права России. Вместе с тем оно очень сходно с ранее применявшимся условным осуждением с привлечением осужденного к обязательному труду на стройках народного хозяйства.

Осужденные к ограничению свободы размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Местом работы осужденного могут быть предприятия и организации, расположенные в районе исправительного центра. Осужденные при этом обладают всеми трудовыми правами, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.

Администрация предприятий и организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, обеспечивает привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, обеспечивает получение ими при необходимости начального профессионального образования или профессиональную подготовку и участвует в создании необходимых жилищно-бытовых условий. С осужденными к ограничению свободы администрацией исправительного центра, в котором работают осужденные, проводится воспитательная работа. Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Не до конца отрегулированным в законодательстве остается вопрос об обязательности труда осужденных к ограничению свободы. Дело в том, что ни Уголовный кодекс РФ, ни Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содержат соответствующие нормы. Однако некоторые положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства дают основание для вывода о том, что обязательность труда осужденных входит в содержание этого вида наказания. Об этом свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что согласно ч. 1 ст. 53 УК РФ, ограничение свободы может быть применено лишь к лицам, достигшим на момент вынесения приговора восемнадцати лет. Часть пятая этой статьи запрещает назначать ограничение свободы лицам, признанным инвалидами первой и второй группы, женщинам, достигшим 55 лет и мужчинам, достигшим 60 лет.

Эти требования позволяют полагать, что ограничение свободы может применяться только к трудоспособным гражданам. Обоснованность же таких требований может быть объяснена обязательностью привлечения к труду осужденного к ограничению свободы как составной части данного вида уголовного наказания. Кроме того, такой вывод следует и из расположения ограничения свободы в системе уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ), которые, как известно, располагаются от менее строгих к более строгим. Если, как было показано выше, исправительные работы являются более мягким видом наказания и предполагают обязательный труд осужденных, то следовательно, ограничение свободы как более строгий вид наказания тем более должно предусматривать обязательность труда осужденных.

Как уже отмечалось, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального "Я": поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии названия десоциализация и ресоциализация.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации.

Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного

образа жизни. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной. Поведение человека в толпе – яркий пример десоциализации. Люди теряют человеческий облик и то, чему они научились в общественной жизни. Личность нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрессивной массе. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в обычных условиях нормы и табу.

В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).

Проявлениями десоциализации служат деклассирование и люмпенизация населения. Ярким примером десоциализации является совершение преступления , под которым понимается нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.

Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением их в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, "тотальные институты", выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях :

  • 1) изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);
  • 2) постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;
  • 3) утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);
  • 4) переименование, замена старого имени на "номер", и получение статуса ("солдат", "заключенный", "больной");
  • 5) замена старой обстановки на новую, обезличенную;
  • 6) отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • 7) утрата свободы действий.

При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать, поскольку то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания.

При тюремной десоциализации человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией (отвыканием от жизни в нормальном обществе), а нс с ресоциализацией (восстановлением навыков жизни в нормальном обществе), служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения.

Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.

Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к гражданской жизни является тяжелым и болезненным.

Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях (эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека).

Опасно длительное содержание человека в условиях толпы – социально неорганизованной общности. В таких условиях формируется и прочно закрепляется анемический, нигилистический тип поведения – укрепляется социальная отчужденность, поведение переходит на эмоционально-импульсивный уровень регуляции.

Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как такую его организацию, при которой наказание не вытравляло бы в наказуемом его человеческие качества, не подавляло бы в нем веру и надежду в возможность быть полноценным членом общества.

Опыт некоторых ИУ показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп осужденных, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой.

Как отмечают исследователи, количество общих и производственных правонарушений резко снижается по мере создания современной промышленно-производственной базы ИУ, разнообразия трудовых процессов и повышения материальной заинтересованности в результатах труда.

Общество не должно уповать лишь на жесткие условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Не менее важна его попечительская деятельность. Добро и милосердие всегда берут верх над мстительностью и жестокостью. Нельзя злом победить зло. Воссоздать в человеке человеческое можно лишь человеческими способами.

Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных жизненных условиях, требующих значительных усилий. Бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд в отделах кадров по найму рабочей силы, тяжелый гнет социального отвержения – ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки.

Наибольшая вероятность «срыва» – совершение повторного преступления – приходится на первый год после освобождения. Этот год должен быть годом социальной реабилитаций освобожденного с соответствующим социально-правовым его обеспечением, созданием условий для начала его новой жизни. Нужны, конечно, и социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица социальным ожиданиям. Но социальный контроль должен сопровождаться содействием патронажных органов упрочению положительных связей реабилитируемого лица с социальной средой.

Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою человеческую сущность – одно из предназначений социума.

ГЛАВА III . ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Временные факторы пребывания осужденного в условиях лишения свободы предполагают решение определенных задач. Лишение свободы осужденных имеет цель обезопасить общество от представляющих для него опасность преступников, исправить их и вернуть на свободу подготовленными к полезной деятельности.

Этой проблеме посвятили свои исследования многие ученые-правоведы, психологи, педагоги. Однако проблема сроков лишения свободы, с нашей точки зрения, остается актуальной и для ее решения необходимы усилия специалистов различных отраслей знания.

Вносилось, например, предложение о создании отдельных колоний для лиц, осужденных на краткие сроки лишения свободы, иначе говоря, о раздельном содержании различных категорий «краткосрочников»: осужденных молодежного возраста, старшего возраста; впервые осужденных от неоднократно судимых; больных, престарелых, алкоголиков, наркоманов, а также лиц, совершивших преступления по религиозным убеждениям.

Это мотивировалось не только необходимостью устранения обоюдного вредного влияния, но и целесообразностью создания специального режима, организации особого трудового процесса, обеспечения дифференцированного воспитательного подхода и соответствующей его организации. 5

Ученые и практические работники уголовно-исполнительной системы единодушно отмечают низкую эффективность кратких сроков лишения свободы.

Арест по своей сути мало чем отличается от лишения свободы, разве что только присущей ему краткосрочностью и жесткостью условий содержания. Иначе говоря, на осужденных к аресту распространяются условия содержания, которые установлены на общем режиме в тюрьме, предполагающем их содержание в запираемых на замок камерах. По мнению, А.И. Зубкова, условия отбывания наказания в виде ареста в УИК РФ сформулирован даже жестче, чем на строгом тюремном режиме. Он считает, что этот институт следует существенно реформировать, приведя условия отбывания наказания в соответствие с личностью виновных и тяжестью совершенных ими деяний, а затем вводить в действие при наличии ресурсного обеспечения. 6

Думается, что арест как вид наказания в ближайшее время не найдет применения на правовом поле нынешней России, так как ограниченные сроки его исполнения, как уже говорилось, положительных результатов дать не могут. Да и не то сейчас время, чтобы заниматься строительством арестных домов, на возведение которых, по расчетам ВНИИ МВД России, потребуются миллиарды рублей, не считая других расходов (персонал, техническое обеспечение и т.д.). Всего, предварительным расчетам, на обеспечение исполнения ареста необходимо от 7 до 10 млрд. рублей. Сегодня невозможно либо затруднительно организовать исполнение и такого вида наказания, как обязательные работы.

А.В. Бриллиантов видит выход из данной ситуации в возможности исполнения отдельных видов наказания на базе имеющихся сил и средств, например, в организации исполнения ограничения свободы на базе колоний-поселений, и выступает против предпринимаемых попыток исключения из системы наказаний таких видов, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, обосновывая это тем, что альтернативы этим видам наказаний пока не предусмотрено. 7 А.В. Бриллиантов прав в том, что новая система уголовных наказаний создавалась не один год, а разрушить ее можно одним непродуманным правовым актом. В этом случае следует «поближе», как писал Н.А. Стручков, подойти к исследуемому вопросу, глубоко вникнуть в суть дела, а затем уже принимать окончательное решение.

По мнению В.П. Артамонова, можно считать доказанной нецелесообразность преждевременного введения таких видов наказания, как арест и ограничение свободы, наличие трудностей при осуществлении наказания в виде обязательных работ. Исключение этих наказаний из системы наказаний или введение моратория на их применение ему представляется единственно правильным решением. 8

Известно, что всякая изоляция индивида от микросреды даже на краткий срок скорее имеет отрицательные последствия, чем ожидаемые положительные.

Следует иметь в виду, что наказание по своей сути противоречиво. Как справедливо отмечает Г.Ф. Хохряков, это особенно заметно, когда речь заходит о наказании в виде лишения свободы. Стремясь приспособить осужденного к жизни в обществе, его отделяют от общества; желая научить полезному и социально активному поведению, содержат в условиях строгой режимной регламентации, вырабатывающей пассивность 9 и озлобленность.

Если в перспективе и вводить арест, то необходимо: сначала изучить заграничный опыт его применения, создать соответствующую материально-техническую базу, заглянуть в собственную историю и, может быть, реанимировать практику дореволюционного российского законодательства, предусматривавшего возможность отбывания наказания в виде ареста по месту жительства. Следует согласиться с утверждением В.П. Артамонова о целесообразности введения моратория на применение ареста в настоящее время и на последующие годы.

В судебной практике с введением в действие УК РФ 1996 г. весьма широко применяется осуждение к лишению свободы условно в порядке ст. 73 УК РФ (46-52% к общему числу осужденных к лишению свободы).

В интересах повышения эффективности ресоциализации осужденных к лишению свободы было бы целесообразным отказаться от кратких сроков лишения свободы, установив в УК РФ минимальный срок этого наказания в 2

года при условии невозможности применения иных видов уголовного наказания. Ориентация на расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, находит широкое применение в ряде зарубежных стран.

В марте 2003г. в Государственную Думу поступили президентские предложения о внесении поправок в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы. Нижней палатой они было одобрены в первом чтении 23 апреля 2003 г. и отложены до принятия изменений в УПК. В середине октября Государственная Дума в первом чтении приняла проект закона «О введении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»». Теперь кодексы будут применяться уже синхронно.

Важно то, что новые нормы будут иметь обратную силу, то есть осужденные получат возможность смягчить уже исполняющийся приговор.

По мнению разработчиков проекта закона, вся система в новом режиме должна заработать в ближайшее время. Это значит, что впереди – пересмотр нескольких десятков тысяч уголовных дел и реальный шанс выйти на свободу для тысяч людей.

Заместитель министра юстиции РФ Ю.И. Калинин заявил, что, по прогнозам его ведомства, число заключенных в ближайшее время сократится примерно на 150 тыс. человек. 10

В связи с этим чрезвычайно остро встают вопросы социальной адаптации освобожденных от наказания. Здесь важно отметить, что намеченная тенденция гуманизации уголовной политики может принести желаемые результаты лишь при условии настоятельного целеустремленного претворения ее в жизнь.

Российская судебная практика, очевидно, должна встать на путь цивилизованного отношения к лицам, совершившим преступления. С этой целью важно создать необходимые предпосылки как правового, так и организационного характера. Настало время отказаться от укоренившегося в правоохранительных органах (милиции, прокуратуре, судах) мнения, согласно которому усиление уголовной репрессии, широкое применение заключения под стражу совершивших преступления, могут серьезно повлиять на состояние преступности в стране. Карательная политика многих цивилизованных стран мира показывает, что жестокость в борьбе с преступностью никогда не приводила к положительным результатам, не приводит сегодня и не будет приводить в будущем; напротив, она способствует активизации агрессивности криминального мира. Магистральным направлением в обеспеченности правопослушного поведения осужденных должны служить различные стимулы, а не строгость режима.

Перед политическим и государственным руководством России стоит задача ответить на вызов, брошенный криминалом. Это возможно сделать путем принятия научно обоснованных, упреждающих политические, правовых и организационных мер по снижению криминогенности общества и выхода страны из социального кризиса, чему в значительной мере и служат поправки в Уголовный кодекс, недавно одобренные Государственной Думой.

Кроме того, Президент РФ В.В. Путин в конце октября 2003 г. поручил Правительству разработать «специальную систему по борьбе с коррупцией – по типу тех, какие существуют в других странах, при этом Глава государства отметил, что все должны быть равны перед законом, иначе нам никогда не справиться с решением проблем создания экономически эффективной и социально выверенной налоговой системы, никогда не научить и не заставить платить налоги, отчисления в социальные фонды, в том числе – в Пенсионный, нам никогда не переломить организованную преступность и коррупцию» 11 .

В контексте изложенного следует обратить внимание на особую значимость в правовом отношении высказанного Президентом РФ принципиально нового подхода к трактовке конституционного принципа о равенстве граждан перед законом. В п. 1 ст. 19 Конституции РФ особенно подчеркивается равенство в сфере правосудия: «Все равны перед законом и судом». В выступлении Президента РФ указывается: «Все должны быть равны перед законом». Исходя из такого толкования обозначенного выше принципа, выходит, что все граждане России не только имеют право на равенство во всех сферах общественной жизни, но и должны (обязаны) быть равными перед законом. На наш взгляд, такой подход вполне оправдан, поэтому есть все основания внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также привести в соответствие с изложенным принцип равенства перед законом, закрепленный в ст. 4 Уголовного кодекса РФ.Ресоциализация осужденных – комплексная система...

  • Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология

    Над насилием с целью ресоциализации осужденного , пробуждение интереса самого осужденного в получении качественного... процессе реабилитации, коррекции и ресоциализации осужденного . В прохождении процесса реабилитации, осужденный восстанавливает свои права, ...

  • Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными

    Реферат >> Педагогика

    Психодиагностического обследования осужденных , разработка программ их ресоциализации , проведение с осужденными психокоррекционных... и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных , освоения ими основных социальных...

  • Характеристика направленности личности осужденных

    Контрольная работа >> Психология

    Из основных средств исправления и ресоциализации осужденных . Образовательный уровень осужденных , как правило, невысокий. Мотивами... -х годах, называют и другие ценности, способствующие ресоциализации осужденного (А.Н. Олейник, 2001). К ним относятся: – ...

  • РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

    (от лат. re - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis - общественный) - англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.

    Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

    Смотреть что такое "РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

      См. Социализация … Юридический словарь

      РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - СОЦИАЛИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

      - (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни… … Википедия

      ресоциализация - 2.1.32 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ресоциализация - resocializacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Patirties perėmimas, naujų vertybių, įgūdžių išsiugdymas vietoje ankstesnių, netvirtai išugdytų arba pasenusių veiklos vyksme. Resocializacija svarbi užbaigus sportinę karjerą.… … Sporto terminų žodynas

      - (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

      Ресоциализация - (ре + лат. socialis – общественный). Один из аспектов реабилитации. Характеризуется возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации … Толковый словарь психиатрических терминов

      ресоциализация - см. социализация … Большой юридический словарь

      Ресоциализация - (ре лат. socialis – общественный) – аспект реабилитации, означает восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним обстоятельств социальных связей индивида … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. re приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis общественный) англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его… … Толковый словарь по социологии