Законодательство о гчп в российской федерации. Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития туризма на федеральном и региональном уровнях Анализ проектов гчп в сфере туризма

Яковенко Оксана Владимировна
ст. преподаватель кафедры туризма и социально-культурного сервиса
[email protected]

Ферару Галина Сергеевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
[email protected]

Аннотация

Актуальность: современные условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях.
Цель: определить и теоретически обосновать проблемы и направления развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Задачи: раскрыть теоретическую сущность, формы взаимодействия и инструменты государственно-частного партнерства. Выявить проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства в сфере туризма в РФ. Определить условия решения проблем развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях. Выявить основные проблемы развития регионального туризма и предложить направления их решения.
Методология. В исследование использована комплексная методология, основанная на применение системного, структурного и процессного подходов как научных методов познания в решение проблемы развития туризма как на федеральном, так и региональном уровнях. Работа с первоисточниками и статистической базой опиралась на применение методов сравнительного анализа и синтеза.
Результаты: в статье раскрываются сущность и содержание государственно-частного партнерства, обозначаются проблемы, определяются направления и задачи развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Заключение. В современных условиях актуальный процесс интенсификации развития сферы туризма возможен при условии согласования государственных и бизнес-интересов, совершенствования законодательства, развития механизмов и реализации государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

государственно-частное партнёрство, туристская индустрия, туристская инфраструктура, сфера туризма, региональный туризм.

Рекомендуемая ссылка

Яковенко Оксана Владимировна, Ферару Галина Сергеевна

Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития туризма на федеральном и региональном уровнях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4504. Дата публикации: 2016-02-06 . Режим доступа: https://сайт/article/4504/

Jakovenko Oksana Vladimirovna
Art. Lecturer, Department of tourism and socio-cultural service
[email protected]

Feraru Galina Sergeevna
Doctor of Economics, professor of organization management
Russia, Belgorod State University
[email protected]

Abstract

Relevance: сurrent conditions require that the government and business to step up activities aimed at improving the functioning of the economy, where a significant impact is the state support in the development of public-private partnership (PPP) for the majority of spheres of society and, in particular, the tourism industry at the federal and regional levels.
Objective: to identify and justify theoretically the problems and directions of development of public-private partnership in the tourism sector at the federal and regional levels.
Tasks: expand theoretical and economic substance, forms of interaction and mechanisms of state-private partnership. Identify problems impeding the development of public-private partnership in the tourism sector in the Russian Federation. Define terms of addressing public-private partnership in the tourism sector at the federal and regional levels. Identify the key problems of the development of regional tourism. Suggest ways of solving the problems identified and to evaluate the effectiveness of the results.
Methodology. The study used a complex methodology based on a systematic, structural and process approaches as the scientific methods of knowledge to the solution of problems of development of ecological tourism. Working with primary sources and statistical base relied on the application of the comparative analysis and synthesis.
Results: the article reveals the essence and content of the public-private partnership, the problems are identified, defined the direction and objectives of the development of public-private partnership in the tourism sector at the federal and regional levels.
Conclusion. Interaction of the state and business in public-private partnership is one of the promising areas to intensify the development of tourism and hospitality industry today. This is possible through the further improvement of the legislation, preservation of dialogue between the authorities and the business community, creative and productive work of specialists in the field.

Keywords

public-private partnerships, tourist industry, tourist infrastructure, sphere of tourism, regional tourism.

Suggested Citation

Jakovenko Oksana Vladimirovna , Feraru Galina Sergeevna

Все государства привлекали частных лиц к сотрудничеству для решения общественно-значимых задач с давних времен, передавая им часть своих исключительных прав за определенную плату и на выгодных условиях. Именно поэтому, данный инструмент имеет достаточно долгий генезис исторического развития.

1. с IV века до н. эры и до 1980 г. продолжалось зарождение ГЧП в сфере туризма. В IV веке до н.э., в Римской империи и Древнем Риме, в управление частникам передавались почтовые станции, порты, рынки. Это способствовало развитию инфраструктуры отдельных регионов и привлечению туристов. В Германии для привлечения туристов, начиная с 1930-х годов, местные и региональные органы власти создали, с участием частных перевозчиков, различные тематические маршруты. Первый — 1935 г. «Немецкая винная дорога». Далее: в 1950 г.- «Романтическая алея», 1952 г. «Высокогорная Шварцвальдская дорога», 1954 г. «Дорога замков», и т.д. Во Франции взаимодействие государства и частного сектора начинается в XVI – XVIII вв. Проводилось строительство каналов и мостов, с последующей компенсацией расходов, за счет муниципального финансирования (в этот момент формируется и понятие концессия). В России, с середины XIX века и до революции 1917 г., активно использовались концессионные соглашения, для привлечения иностранных и отечественных инвесторов. Однако после революции эта практика была прекращена.

2. 1980-2000гг. начинается формирование критериев государственной поддержки проектов ГЧП в туризме. Первый системный опыт ГЧП, в этой сфере, выделен в 1980-х г. в Великобритании, как следствие, принята Концепция управления государством — «Инициатива частного финансирования» (Private Finance Initiative).Суть ее состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов. До конца 90-х оформились критерии государственной поддержки проектов ГЧП и ее нормативно-правовые основы (в т.ч. издан сборник по стандартизации контрактов PFI).ГЧП рассматривался как институт под названием Public Private Partnership (PPP).Так, характеристика исторических особенностей формирования ГЧП, на этом этапе, представлена на рис. 1.

Разработано на основе

Рис. 1 Характеристика исторических особенностей формирования ГЧП.

С этого момента частный бизнес, фактически, получил возможность самостоятельно осуществлять строительство государственных объектов. Проводилось оно за счет собственных средств. Компенсация расходов проходила за счет поступающих доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета (во многих случаях использования частной финансовой инициативы, инвестор привлекался к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности).Однако государственная компенсация производилась только после завершения строительства объекта и его полного оснащения .

В этот период был реализован первый проект по развитию делового и познавательного туризма Бирмингема, на его территории располагались знаменитые архитектурные памятники. Это были: Бирмингемский англиканский кафедральный собор, Бирмингемский католический кафедральный собор, центр католической епархии Бирмингема, музей города Бирмингема, картинная галерея Бирмингема.

Как следствие, на основе контрактов PFI, предполагающих четко оговоренные технические и экологические параметры и требования безопасности, а также последующее обслуживание объектов в течение 28 лет были построены объекты инженерной инфраструктуры: автострадыМ40 (Оксфорд-Бирмингем-Лондон), М5 (Бирмингем–юго-запад Англии), М42 (Ист-Мидлендс), объездное кольцо А4040 и т.д.

В результате проекта, также, были привлечены инвестиции в размере 10 млн. долларов. Они вложены в центр метропольного Уэст-Мидленс, в рамках строительства Бирмингемского ботанического сада, оранжереей, крупных спортивных и спортивно-зрелищных объектов, школ ювелирного искусства и т.д. Бирмингем получил статус «сити».

Значительное влияние на формирование критериев государственных проектов ГЧП в сфере туризма, оказала практика США, хотя в последствии она не получила достаточного распространения. Первый проект по развитию туризма был инициирован в 1990-х. г.,в рамках развития винного туризма Долины Напа и Долины Сонома.

В результате, сформировались два крупнейших центра виноделия, где были применены различные инструменты ГЧП (лизинг, льготное кредитование, маркетинг). При этом государством достаточно широко использовался льготный налоговый режим. Были понижены ставки налога на доходы объектов частного бизнеса, велось государственное финансирование проектов по развитию инженерной инфраструктуры. С 1996 годамногие субъекты туристского бизнеса Долины Напа привлекали лоббистов для продвижения своих бизнес — интересов в конгрессе штата Калифорния.

Поэтому, с 90-х г. в США был легализован лоббизм, как способ ГЧП. Так, Закон «О раскрытии лоббистской деятельности» провозгласил необходимость открытости усилий, предпринимаемых платными лоббистами, при оказании влияния на действия должностных лиц законодательной или исполнительной ветвей федеральной власти.

Позднее Законы о лоббировании, как методе взаимодействия государства и бизнеса, были приняты в США, Канаде, Австралии, Бразилии, Германии. Кроме того, именно в США, термин PFI трансформировался в публично-частное партнерство или public-private partnership (РРР).РРР — взаимовыгодное соглашение между публичной и частной сторонами. Создаются они для оказания определенных услуг или выполнения намеченных работ, и заключаются с целью привлечения инвестиций. Исходя из сущности понятия, очевидно, предполагалось, что РРР может реализовываться для решения широкого диапазона задач, при содействии различных законодательных структур.

3.2000-2005 гг. – популяризация опыта ГЧП в сфере туризма (рис. 2). После удачного применения ГЧП в рамках проекта по развитию делового и познавательного туризма Бирмингема, данная практика распространилась на страны Европы. Сущность ГЧП стала трактоваться по-разному. Выделились такие его ответвления, как: «частно–общественное партнёрство», «частно-государственная кооперация», «муниципально-частное партнёрство», «общественно-частное партнёрство» и т.д.

Так, в 2002 г. в Германии основана специальная группа по ГЧП, при Министерстве Финансов (PPP Task Forceat the NRW Finance Ministry). К концу2002 г. подобные группы были основаны при Министерствах финансов: Австралии, Португалии, Франции. В их рамках, также инициированы различные проекты по развитию туризма. С 2004-2005 годов началась массовая популяризация ГЧП в туризме, в странах Евросоюза и мирового содружества.

В 2008 г. вышло индикативное заявление Еврокомиссии «О применении права ЕС в отношении проведения конкурсов и организации концессий в рамках институализированных государственно – частных партнерств». Единое нормативно-правовое регулирование ГЧП находится в процессе разработки.

В России законодательное определение государственно-частного партнерства появилось в 2005 г. в разделах Гражданского кодекса, определяющих типы собственности, а также в положениях Конституции Российской Федерации о признании и защите форм собственности.

Рис. 2. Популяризация практики ГЧП в туризме (разработано автором)

Однако, практика ГЧП активно начала внедряться в туристическую сферу только с 2006 г. До этого разрабатывались исключительно внебюджетные межведомственные инновационные программы «Биотехнология для медицины и сельского хозяйства» (на основе соглашения 2001 г., подписанного министерствами промышленности, науки и техники, государственного здравоохранения, сельского хозяйства и образования РФ) .Сегодня в стране активизировался процесс создания нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государства и бизнеса, в рамках разнообразных механизмов ГЧП.

Специфика исторического генезиса ГЧП не позволила сформироваться, как в отечественной, так и в зарубежной практиках, единой трактовки сущности данного понятия (как экономической категории).

Ситуация осложняется и отсутствием его трактовки в законодательстве Российской Федерации. Так, основные подходы к сущностной трактовке ГЧП, существующие в научной литературе, выделены нами в табл. 1.

Таблица 1 — Анализ подходы к сущностной трактовке ГЧП

Источник Содержание авторского определения Обобщенное содержание
Шишкин С.Н. Форма государственной поддержки предпринимательской деятельности, которая заключается в участии государства в финансировании определенной социально значимой деятельности субъектов. Форма финансовой государственной поддержки социально — значимой предпринимательской деятельности.
Дерябина М. Институциональный и организационный альянс государственной власти и бизнеса, с целью реализации общественно значимых проектов в масштабах всей страны или отдельных территорий.
Варнавский, В.Г. Особая форма государственной инвестиционной политики, позволяющей, в ряде случаев, заменять приватизационные программы. Форма государственной инвестиционной политики.
Иванов И. Комплексный инструмент привлечения инвестиций в капиталоемкие инфраструктурные проекты.
«Банкразвития и внешнеэкономической деятельности» Привлечение на контрактной основе частного бизнеса для наиболее эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, в ситуации бюджетных, финансовых, мотивационных, компетентностных ограничений, на условиях компенсации затрат, распределения рисков, обязательств, компетенций сторон.
Еганян А. Экономическая категория, подразумевающая передачу части экономических и хозяйственных публичных функций частному партнеру (на основании соглашения).

Таким образом, сущность ГЧП, как экономической категории, рассматривается в трех ракурсах:

  • форма финансовой государственной поддержки социально-значимой предпринимательской деятельности;
  • форма государственной инвестиционной политики;
  • контрактная, или на основе соглашения, форма привлечения бизнеса к выполнению социально значимых задач.

В научной литературе выделяется ряд признаков ГЧП :

  • двухстороннее партнерство со стороны государства (в лице федеральных или региональных органов власти) и частного бизнеса;
  • четкая фиксация основных положений партнерства в официальных документах, имеющих юридическую силу (в договорах, контрактах и т.д.);
  • равноправный взаимовыгодный характер партнерства, обеспечивающий достижение основных целей его непосредственных субъектов;
  • наличие общности целей государства и частого бизнеса, в комплексе с четко определенным государственным интересом;
  • распределение финансовых и других рисков и расходов между сторонами партнерства;
  • обоюдное участие сторон партнерства в распределении полученных результатов;
  • обоюдные вклады государства и частого бизнеса, как сторон партнерства, в достижение общих целей.

Кроме того, Холодная Н.Д. указывает, что ключевым признаком ГЧП, отличающим его от других форм взаимодействия государства и бизнеса (например, от аренды, или поддержки бизнеса в условиях кризиса), является его долгосрочный характер .

Таким образом следует заметить, что именно «контрактная форма привлечения бизнеса» не является необходимым требованием ГЧП, например, существует и его долевая форма. Кроме того, финансовая или инвестиционная поддержка бизнеса, также, не может рассматриваться, как сущность ГЧП. Так, инвестиционная деятельность ориентирована на получение прибыли, в то время как для государства, при реализации государственно-частного партнерства,нужен его социально-экономический эффект – сама прибыль. Взаимодействие же государства и бизнеса, должно быть долгосрочным, взаимовыгодным и порядок слов в термине не указывает на приоритет именно государственных интересов.

Кроме того, на практике, при ГЧП происходит передача части государственных задач частному бизнесу, предусматривая равные возможности в распределения прав, выгод и рисков.

Поэтому с нашей точки зрения, под сущностью ГЧП, как бизнеса, предусматривается равное распределение прав, рисков и выгод, в отношении социально значимых или имеющих высокую государственную значимость проектов.

Таким образом, в общем смысле — это форма долгосрочного и взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса по использованию различных видов создаваемого или модернизируемого, в результате такого партнерства, имущества, а также работы, услуги, находящиеся в сфере социальной значимости интересов. Следует заметить, что если объектом такого сотрудничества являться и третья сторона:

  • некоммерческие организации, преследующие цель решения экономических, этнических, культурных и других проблем гражданского общества — его можно квалифицировать как публично-частное партнерство (где государство и некоммерческие организации выступают как публичные институты);
  • органы местного самоуправления, преследующие цель решения вопросов местного значения муниципального образования — его можно квалифицировать как муниципально-частное партнерство.
    При этом ни муниципально-частное партнерство, ни публично-частное партнерство, закономерно не будут являться синонимами ГЧП.

В связи с выделенными положениями, ГЧП в сфере туризма может рассматриваться как двухстороннее долгосрочное сотрудничество между государством и субъектами бизнеса в сфере туризма и рекреации, в рамках проектов (имеющих государственное и общественное значение), создающихся с помощью использования механизмов экономики и права.

Для решения задачи, поставленной в рамках дипломной работы, автор считает целесообразным ответить на ряд поставленных перед собой вопросов.

1. Как ГЧП регламентируются в России?

2. Существует ли в России закон, регулирующий все формы ГЧП?

3. Какой нормативно-правовой акт является основным?

4. Содержит ли отраслевое законодательство нормы о ГЧП?

5. На каких уровнях регулируется сотрудничество в рамках ГЧП?

Основные предпосылки развития ГЧП в Российской Федерации закреплены в базовом законе нашей страны - Конституции. Так, в ст. 34 Конституции закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества (в том числе государственного) для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Также, Конституция устанавливает основы организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, распределяет предметы ведения и полномочия между уровнями государственной власти, а также полномочия органов государственной власти, тем самым устанавливает и регулирует правовой статус публичных субъектов, как участников ГЧП.

Сотрудничество в рамках ГЧП представляет собой механизм реализации различных форм взаимодействия государства и бизнеса, поэтому существующую нормативно-правовую базу условно разделить на:

Федеральные законы, регулирующие отдельные формы ГЧП (ФЗ о концессионных соглашениях, ФЗ о соглашениях о разделе продукции, ФЗ об особых экономических зонах);

Акты, устанавливающие деятельность институтов развития и отдельных субъектов, уполномоченных в сфере ГЧП (Инвестфонд РФ, Внешэкономбанк и др.);

Региональное законодательство.

К ключевым актам, регулирующим деятельность Инвестиционного фонда РФ в сфере ГЧП отнесем Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 30.10.2010 N 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».

К ключевым актам, регулирующим деятельность Внешэкономбанка в сфере ГЧП отнесем Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»; Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р; Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2010 N 1372-р «Об определении государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации»

Если говорить об отраслях права, регулирующих отношения ГЧП, то выделим следующие. Гражданское законодательство, в частности, Гражданский кодекс РФ устанавливает основы договорных отношений между субъектами партнерства. Каждая из форм предполагает заключение определенного соглашения (контракта, договора), а, значит, регулируется нормами гражданского законодательства. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Так, ст.2 ГК РФ применительно к отношениям ГЧП определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав на объекты соглашений; регулирует договорные и иные обязательства, вытекающие из отношений субъектов, а также другие имущественные отношения, связанные с реализацией ГЧП. Бюджетный кодекс РФ регулирует формы и порядок участия государства в отношениях ГЧП, порядок и условия предоставления бюджетных гарантий (Бюджетный Кодекс РФ предусматривает государственные и муниципальные гарантии, определяя их понятие, виды, условия и порядок их предоставления); определяет порядок финансирования проектов ГЧП по средствам бюджетных инвестиций (ст.79, 80 БК РФ); регулирует отношения по разработке, утверждению и реализации целевых программ; определяет предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (ст.78 БК РФ), применение которых осуществляется в рамках реализации проектов ГЧП. Налоговый кодекс РФ регулирует порядок налогообложения деятельности участников проектов ГЧП, устанавливает специальные налоговые режимы деятельности участников в рамках ГЧП отношений, предусматривает специальные налоговые льготы для субъектов, участвующих в реализации проектов ГЧП. Банковское законодательство регулирует отношения по предоставлению кредитными организациями средств финансирования частному партнеру для реализации проектов ГЧП. Административное законодательство определяет статус и компетенцию органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях в рамках подготовки и реализации проектов ГЧП, а также регулирует порядок осуществления их деятельности. Законодательство в сфере тарифов устанавливает правовые рамки тарифного регулирования в сферах хозяйственной деятельности на соответствующие товары и услуги. Земельное законодательство, в частности, Земельный Кодекс РФ, регулирует вопросы, связанные с использованием земельных участков в проектах ГЧП, порядок их отчуждения, изъятия и т.д. Градостроительное законодательство регулирует вопросы относительно строительства (реконструкции, эксплуатации) объектов ГЧП соглашений. Основным актом выступает Градостроительный кодекс РФ. Законодательство об инвестициях регулирует правовой режим осуществления инвестиционной деятельности (ОЭЗ, в форме капитальных вложений и пр.) и устанавливает правовой статус субъектов инвестиционной деятельности. Основополагающим законом в регулировании отношений инвестиционной деятельности является Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Антимонопольное законодательство, в частности Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливает порядок проведения конкурсных процедур в рамках ГЧП, порядок передачи объектов государственной собственности частному партнеру в собственность, в аренду или на иных правах. В области государственных закупок Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует процедуру размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, нельзя назвать ее идеальной. Считаем, что современное законодательство во многом не учитывает специфику отношений ГЧП. Так, законодательство о государственных закупках не учитывает особенностей взаимодействия государства и бизнеса в сложных проектах ГЧП, а гражданское законодательство не содержит специальных норм для регулирования всех возможных моделей, используемых в ГЧП. Российская правовая система не создает благоприятных условий для работы инвесторов, она не достаточно адаптирована к международным стандартам. Следует также отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой федеральный закон о ГЧП, в связи с чем, сотрудничество в рамках ГЧП регулируется нормами иных законов и подзаконных актов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в рамках концессионных соглашения является ФЗ «О концессионных соглашениях». Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Цель закона заключается в привлечении инвестиций в экономику страны, обеспечении эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 27 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч.II). - Ст.3126.. Закон перечисляет виды объектов концессионного соглашения, определяет специфику отдельных видов имущества, права и обязанности сторон соглашения, определяет обязательные условия соглашения и подробно регламентирует правоотношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает порядок проведения конкурсных процедур и гарантии прав сторон соглашения. Преимущества и недостатки закона были рассмотрены ранее.

Таким образом, различные формы ГЧП регулируются различными законами (например, концессии законом о концессиях, аренда - ГК РФ и государственным законом о закупках и т.д). Многообразие форм ГЧП предполагает наличие в рамках гражданского законодательства регламентации множества отношений. Невозможно для реализации ГЧП проектов в различных отраслях экономики использовать исключительно одну форму партнерства (концессию) поскольку она имеет ограниченное количество моделей взаимодействия. Но при этом нужно отметить, что смежные законы не учитывают особенностей ГЧП и, как правило, не способны учесть интересы сторон в полном объеме. Поэтому важно на уровне федерации закрепить конкретные формы реализации ГЧП. При этом целесообразно разработать методические рекомендации по разработке соглашений, применительно к установленным формам. По мнению автора важно, чтобы типовые соглашения носили рекомендательный характер. Это позволит сторонам самостоятельно договориться об условиях соглашения, предоставив тем самым частичную свободу действий. Отраслевое законодательство также содержит нормы о ГЧП. Например, в Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены строительство и реконструкция автодорожной инфраструктуры на основе концессионных соглашений. Закон устанавливает особенности для концессий в отношении автодорожной инфраструктуры по сравнению с нормами Федерального закона «О концессионных соглашениях», устанавливает расширенный перечень условий, обязательных для включения в концессионное соглашение и дополнительных условий, которые могут содержаться в соглашении, условия договора аренды земельных участков, заключаемого с концессионером.

Как известно, в настоящее время, федеральное законодательство идет по пути создания отдельных нормативных актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с частными лицами. На региональном уровне, наоборот, происходит централизация законодательства и субъекты вправе самостоятельно разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты, тем самым закрепить порядок реализации ГЧП проектов.

Отметим, что не везде принятые региональные законы грамотно коррелируются с федеральным законодательством, но тут, как подчеркивает Х.М.Салихов - председатель подкомитета по развитию ГЧП Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, складывается нетипичная для нашего законодательства картина - своего рода нормативно-прецедентное право. Региональное законодательство доказало, во-первых: можно применять механизмы ГЧП, располагая существующей "ресурсной" законодательной базой; во-вторых, для применения на практике механизмов ГЧП действительно нужна своя, "специфическая" законодательная база Салихов Х. Точка кипения. - Российская Бизнес-газета. - 2011. - №805 (23) // Официальный сайт газеты «Российская газета»: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2011/07/12/gchp.html (дата обращения 10.11.2011)..

Таким образом, можно констатировать тот факт, что законодательная база, регулирующая положения о ГЧП достаточно обширная, но при этом отсутствует централизованная правовая система, что существенно затрудняет регулирование отношений в рамках ГЧП. Отсутствие закона о ГЧП не позволяет определить особенности ГЧП отношений, а отсутствие закрепленных законодательством форм партнерства не позволяет учесть интересы сторон в полном объеме.

Россия - удивительная страна. Именно в России сосредоточенно огромное количество памятников природы, архитектуры, искусства и культуры. Ни одна страна в мире не обладает таким перспективным потенциалом развития туризма как Россия. В РФ существуют буквально все виды туризма, которые известны человеку. Но наши плюсы также являются и нашими минусами. Огромная территория - это существенный плюс, но и такой же существенный минус. Большинство наших памятников природы находится далеко в Сибири и на Дальнем Востоке, а добраться туда не только долго, но и дорого. Отсутствие приемлемой инфраструктуры не позволяет нам полностью использовать потенциал этих природных объектов. Наличие большого количества памятников природы, культуры, искусства - это тоже огромный плюс, но в свою очередь и огромный минус. В настоящее время большинством этих памятников ни кто не занимается, не реставрирует их, не приводит в надлежащий вид. Чаще всего они либо приходят в негодность, либо уничтожаются.

Решать все эти проблемы только с помощь государства невозможно, ведь это не только потребует огромных финансовых вложений, но и огромного государственного аппарата, который будет всем этим заниматься.

На мой взгляд, государственно-частное партнерство - это единственно верный способ разрешения тех проблем, которые возникли на данный момент в туристской сфере РФ. И одним из вариантов этого партнерства может стать создание комплексных центров на базе памятников природы, культуры и истории. Особенно перспективными в этом плане являются музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках и заповедниках.

В зарубежных странах накоплен богатый опыт создании музеев под открытым небом, но и в России в последние годы начинают создаваться такие комплексы, как центры научной, культурной, просветительской и туристической деятельности. В эти комплексы могут водить как подлинные, так реконструированные объекты.

Такие природно-историко-культурные центры (комплексные центры) позволят модернизировать существующую в регионе туристскую инфраструктуру и могут существенно увеличить туристскую привлекательность того региона, в котором находится данный объект.

Создание комплексных туристских центров предполагает внедрение новых форм сотрудничества не только государства и бизнеса, но и сотрудничество с общественными организациями, музеями и научно техническими лабораториями. Использование данных форм обеспечит не только выход на принципиально новый уровень культурно - просветительской, экспозиционно-выставочной, образовательной и туристской деятельностью, но и позволит создать рекреационную зону совершенно нового типа. Комплексный туристский центр может стать очень перспективным ресурсным источником, имеющим практически неограниченные возможности и не зависящий от сезонности или других факторов влияния на туристскую сферу.

К основным задачам такого центра можно отнести:

  • 1. Создание центра науки, образования, культуры и образования принципиально нового типа.
  • 2. Предотвращение разрушения памятников истории, архитектуры, природы и сохранение их для будущих поколений.
  • 3. Создание принципиально новой для региона зоны отдыха и развлечений.
  • 4. Воспитание бережного отношения к своему прошлому и возрождение на этой основе чувства патриотизма и гордости, в том числе и за свою «малую» Родину.

Рассмотрим основные направления деятельности центра:

  • 1. Культурно просветительское направление;
  • 2. Научное;
  • 3. Образовательно-воспитательное;
  • 4. Спортивно - оздоровительное;
  • 5. Туристско-развлекательное.

Культурно просветительское направление включает в себя создание музей под открытым небом. Создание первых таких музеев началось еще в 1960 - е годы в Дании. В местечке Лейре, не далеко от Копенгагена была построена «доисторическая деревня», а также другие исследовательские и административные здания. Цель создания этой деревни заключалась в том, чтобы воссоздать жизнь ранней эпохи железного века.

По примеру комплекса в Лейре был построен центр в Дюппеле (ФРГ). Здесь было построено славянское и германское поселение начала XIII века. Помимо научных исследований, в данный центр привлекали всех желающих посмотреть на «средневековую жизнь».

В нашей стране создание центров под открытым небом началось сравнительно недавно.

До 1990 - х годов в России существовали практически традиционные архитектурные музеи. В последние годы получила развитие музеефикация весьма специфических - археологических объектов. Сейчас ученые рассматривают их не только как памятники истории и культуры, но еще и как памятники природы. Как показывает опыт зарубежных стран, это один из самых перспективных туристских ресурсов.

Музеефикация археологических объектов позволяет решить проблему сохранения этих уникальных памятников, насчитывающих много веков и тысячелетий. Расширяются количественно и улучшаются качественно имеющиеся фонды, выставки и сами экспонаты.

Малое финансирование российских музеев привело к тому, что экспонаты просто негде хранить и выставлять. Музеи переполнены, а выставочной площади не хватает. В этом плане большинство наших музеев напоминают нищих, сидящих на сундуках с сокровищами и не имеющими возможности воспользоваться ими.

Именно с этой цель в России и создаются специализированные археологические музеи, а также музеи под открытым небом.

Как правило, в таких музеях под открытым небом, к большому сожалению, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, ресторанов, автотранспорта, стоянок, магазинов). На мой взгляд, именно это и есть самая важная проблема того, что данные музеи - комплексы не могут привлекать большое количество туристов и тем самым они не могут положительно повлиять на развитие туризма в регионе. Обычно, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией и не более. И это не удивительно, ведь данные музеи создавались в научно - исследовательских целях, а на прием и обслуживание туристов обращали внимание в последнюю очередь.

Кроме музея, центр может иметь мастерские, в которых мог бы проводиться мастер класс для туристов, также желательно наличие специальных магазинов с наличием продукции, основанной на экспонатах музея. Это не только способствует привлечению дополнительных средств для развития центра, но и послужит повышению уровня положительного эмоционального восприятия от посещения центра. Кроме того, такая работа позволит поддержать традиционные народные промыслы и ремесла.

Центр должен стать базой для организации различных фестивалей, праздников, конкурсов, тесно связанных с популяризацией деятельности центра.

Научное направление предполагает в первую очередь объединение и кооперацию научного потенциала, для повышения уровня научно - исследовательской работы. Также одним из приоритетных направлений является сохранение природного и историко-культурного наследия и использование его в культурно - просветительских и образовательных целях.

Развитие научного направления в работе центра послужит созданию научной и образовательной базы для организации учебного процесса в региональных учебных учреждениях.

В рамках комплексного центра намного проще организовать разработку программ междисциплинарных направлений, которые являются на сегодняшний день наиболее перспективными.

На базе центра в целях повышения уровня его научной и научно - просветительской деятельности, необходима регулярная организация различных научных конференций, симпозиумов и семинаров разного уровня.

Образовательно-воспитательное направление предполагает проведение в центре работы с разными категориями населения.

В настоящее время, все больше стран присоединяются к концепции устойчивого развития. Россия также входит в эти страны. Согласно этой концепции, люди должны изменить свое потребительское отношение к природе и постараться соблюдать законы природы. Человек должен постараться ограничить свои устремления в рамках законов природы. Именно поэтому образовательная работа в центре должна быть направлена на концепцию охраны окружающей среды и бережного отношения к ней.

В связи с этим, одним из важнейших направлений в образовательно-воспитательной деятельности центра должно стать экологическое направление.

Туристически - развлекательное направление. Комплексный центр должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов для туризма.

Современный туризм характеризуется все большим повышением интерактивности. Туристам уже становится мало роли только зрителей и слушателей, поэтому очень важно, чтобы посетители таких центров были вовлечены в познавательно - воспитательный процесс в качестве участников.

Для туристов можно организовать проживание в гостиницах бронзового века, также можно примерить натуральную одежду людей тех времен, попробовать блюда, которыми питались в ту или иную эпоху. Сюда же можно включить участие в различных обрядах, ритуалах и исторических событиях.

Посетители центра должны не только познакомиться с экспонатами - подлинниками, но и иметь возможность приобрести копии оригинальных вещей. Инновацией является знакомство с процессом и технологии изготовления этих вещей. Развивая эту идею, можно экскурсантам предложить попробовать себя в этом процессе.

В состав центра могут также входить спортивные комплексы, игровые и детские площадки. Большим плюсом будет расположение такого центра возле озера или реки. В этом случае могут быть организованы пункты проката водного инвентаря, пляж, прогулки на яхте или лодке. Центр также может иметь фитнес - центры, спортивные площадки, секции и так далее.

Центр обязательно должен располагать обычной гостиницей, а также тематической гостиницей, непосредственно связанной с историей данного комплекса. Оптимальный вариант - это создание нескольких гостиничных зон, рассчитанных на разное количество и разный контингент гостей.

В состав центра также могут входить комплексы, расположенные не только на его территории, но и за ее пределами. Должна быть реализована возможность организации экскурсий и походов разных видов и разной сложности. Центр не должен быть замкнут только в пределах определенной территории, а должен стать местом массового привлечения туристов.

Обладая различными ресурсами, центр имеет хорошие возможности создавать оригинальные турпродукты, а также работать с разными по составу категориями населения, и мало зависеть от сезонности.

Создание комплексных туристских центров предполагает наличие не только выставочных залов и комплексов, но и развитой сферы отдыха и развлечения. Именно на это и должно быть направлено сотрудничество государства и бизнеса. Не просто на продажу или передачу объекта в частные руки, а на взаимодействие с одной стороны государства (предоставление права пользования, развития и расширения центра, находящихся в собственности государства), а с другой стороны частного сектора экономики (расширение и развитие данных объектов по средствам строительства туристской инфраструктуры, с последующим правом пользования).

Если обобщить все выше сказанное, то государство передает объект в пользование частного лица или организации, которая в свою очередь его развивает, расширяет и тем самым получает право пользования данным объектом на неопределенный период. Государство упрощает бюрократические барьеры для фирмы подрядчика и занимается развитием необходимой для данного центра смежной инфраструктуры (дороги, аэропорты, вокзалы). После строительства объекта, он переходит в совместное владение государства и организации, занимавшейся его строительством. Следует постараться свести к минимуму вмешательство государства в дела центра, но все же, оставлять возможность, при стечении непредвиденных обстоятельств (банкротство частной организации, нарушение законодательства Российской Федерации, не надлежащее выполнение условий договора) выкупить или возвратить объект (в зависимости от обстоятельств) в ведение государства.

При организации такого центра, необходимо сочетать все разновидности сферы туристической деятельности. Развитие развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных проблем в наше время - занятости населения. Создание такого центра неизбежно потребует большое количество персонала разного уровня: от уборщиков, до менеджеров и туроператоров.

Также будет решено большое количество смежных проблем и проблем регионального значения. Создание такого центра потребует создание соответствующей инфраструктуры: дороги, аэропорты, что в свою очередь принесет хороший доход в бюджет региона, а отчисления региона в федеральный бюджет принесут доход государству. Увеличится престижность региона, в котором находится данный центр, что в свою очередь увеличит престиж России на международном туристском рынке, соответственно замедлится бурный рост выездного туризма, что в настоящее время является первоочередной задачей российского туризма - развитие внутреннего и въездного туризма и уменьшение потока выездного.

Таким образом, можно сказать, что создание комплексных туристских центров - является довольно перспективным проектом реализации государственно-частного партнерства в России.

К началу XXI в. туризм превратился в одну из ведущих сфер экономической, культурной и политической деятельности различных государств и регионов мира. Безусловно, туризм играет одну из главных ролей (в зависимости от страны) в формировании валового внутреннего продукта государства, обеспечении занятости населения, пополнении бюджета различных уровней, способствует притоку иностранной валюты, содействует развитию смежных отраслей, выступая при этом катализатором социально - экономического развития.

Еще недавно туризм в России развивался невысокими темпами, в силу несовершенной инфраструктуры и отсутствия поддержки со стороны государства. Поток иностранных туристов был не велик. В 2009 г. нашу страну посетило 21,3 млн. человек, из которых с целью туризма было 2,1 млн. человек. В 2013 году Россию посетило 28,1 миллион иностранных граждан, а с целью туризма 2,57 миллиона человек. Выехало из России в 2013 году 54 миллиона человек, с целью туризма выехало 18,2 миллиона человек. В приведенных выше данных наглядно видно огромную разницу в несколько раз между выездным и въездным туризмом.

Состояние туристской отрасли в России нельзя считать удовлетворительной. Сложное социально - экономическое положение страны, низкий уровень доходов населения, плохо развитая инфраструктура - это все оказывает негативное влияние на развитие туризма в стране.

Реализация новых целей в туризме делает необходимым не только реформирование социально - политического и экономического характера, но и поиск новых механизмов реализации туристской политики РФ.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики, на условьях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Также государственно-частное партнерство можно определить как правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса. При этом, его необходимо рассматривать как систему эффективного взаимодействия между органами государственного управления различных уровней и бизнесом, в целях реализации общественно важных проектов и программ социально - экономического развития территорий. Направленных на улучшение качества жизни и на достижение целей государственного управления, как совокупность форм среднего и долгосрочного взаимодействия для решения общественно значимы задач на взаимовыгодных условиях.

Данная форма партнерства возникла в Англии в начале 1990 - х годов. В стране был принят закон, который позволял инвесторам строить совместно с государством различные объекты инфраструктуры, а с 1998 года начала осуществляться поддержка важных для государства проектов на всех уровнях власти. С помощью привлечения частного капитала на развитие туристской индустрии в стране, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников природы, истории и культуры, а также различных музеев и фестивалей.

Богатейшее культурно-историческое наследие России - один из наиболее привлекательных ресурсов для развития туризма в Российской Федерации. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по количеству культурных объектов.

Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал России используется, по оценкам экспертов, не более чем на 20%. Это связано, в первую очередь, с тем, что культурно-исторические центры России мало представлены в мировом информационном пространстве, и лишь малая часть этих культурно-исторических центров охвачена туристской инфраструктурой. Анализ обеспеченности местами размещения в 40 исторических городах Российской Федерации показывает, что в 60% из них отсутствуют благоустроенные гостиничные учреждения, а комфортабельные условия размещения созданы менее чем в 10 городах из 60. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной реставрации.

Очевидно, что география туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Существующие в туризме технологии рекламы позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город: уникальные объекты наследия являются неисчерпаемым источником для создания оригинальных масштабных проектов и их туристского использования.

В условьях недостатка бюджетного финансирования туристской сферы в РФ привлечение средств частного сектора экономики может в определенной степени стать именно тем «толчком», который позволит России выйти на лидирующие позиции в туристской отрасли.