Готовая учетная политика - образец для организации. Особенности формирования учетной политики предприятий малого бизнеса (субъектов малого предпринимательства) Учетная политика малого предприятия кратко образец

Чем крупнее организация и чем больше у нее разнообразных операций и объектов учета, тем объемней будет и ее . Однако у крупных компаний достаточно специалистов и консультантов. А вот небольшим организациям, где часто главный бухгалтер - он же и единственный, помощь не помешает.
Именно поэтому в бухгалтерском учете малым предприятиям дан ряд послаблений. Но чтобы ими воспользоваться, надо:
- во-первых, определить, имеет ли право ваша организация называться таким предприятием (точнее - субъектом малого предпринимательства);
- во-вторых, закрепить свой выбор в учетной политике.
Напомним, что субъекты малого предпринимательства - это организации, у которых одновременно соблюдаются следующие три условия (Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.
Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим (Часть 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Учтите, что статус малого предприятия не зависит от системы налогообложения.
Составляя наш конструктор учетной политики , мы ориентировались на небольшую торговую организацию, которая часть своих помещений сдает в аренду. В нашем образце учетной политики - только те показатели, без которых никак не обойтись. Чтобы вам было удобнее ориентироваться, для каждого такого показателя мы приводим несколько возможных вариантов его учета. Разумеется, в свою учетную политику надо переносить только один вариант из нескольких возможных - тот, который вам больше подходит.

Малые предприятия могут составлять отчетность в упрощенном виде . В баланс и в отчет о прибылях и убытках можно включать показатели по группам статей (без их детализации по статьям), то есть без каких-либо дополнений можно использовать формы, приведенные в Приказе Минфина России N 66н.
Однако по своему выбору малые предприятия могут детализировать показатели по статьям бухгалтерской отчетности, тем самым расширив предложенные Минфином формы.


Организация может установить критерий существенности ошибки не только от процентной доли показателя. К примеру, можно ориентироваться на сумму ошибки (например, признавать , из-за которых расхождения составили не менее 100 000 руб.).
Главное, чтобы критерий существенности отражал, насколько информация о показателе или об ошибке в нем важна для принятия пользователями отчетности экономических решений.


Организации, не являющиеся малыми предприятиями, должны исправлять существенные ошибки в отчетности ретроспективно (Пункты 9 - 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).


Организации, не являющиеся малыми, не могут отказаться от применения этих и любых других ПБУ. А малые предприятия могут выбрать, какие из вышеперечисленных ПБУ применять, а какие - нет.


Только малые предприятия, не выпускающие обращающиеся на бирже ценные бумаги, могут выбирать, какой метод определения доходов и расходов применять: метод начисления или кассовый (Пункт 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Поэтому если организация не относится к малым, то в учетной политике не требуется указывать метод определения доходов и расходов.


Управленческие расходы , учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", организации могут также (Пункты 9, 20 ПБУ 10/99; Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
(или ) учитывать в себестоимости продукции, работ, услуг (списывать в дебет счетов 20, 23, 29);
(или ) в качестве условно-постоянных относить напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли (в дебет субсчета 90-2 "Прочие расходы").

Только малые предприятия могут учитывать расходы по любым займам и кредитам в прочих расходах (Пункт 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н).

Малые предприятия, за исключением эмитентов ценных бумаг, обращающихся на бирже, могут учитывать финансовые вложения по их первоначальной стоимости.


Организация может установить в бухучете иной лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам - главное, чтобы он был менее 40 000 руб., а не более.
Также организация может решить, что все имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев учитывается в составе основных средств (Пункт 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Однако при утверждении лимита лучше учитывать, что в налоговом учете к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (Статья 256 НК РФ).


Организация может установить иной уровень существенности (Пункт 6 ПБУ 6/01).


Организация может применять разные способы начисления амортизации к различным группам однородных основных средств. Однако изменить способ начисления амортизации по конкретному объекту после его ввода в эксплуатацию нельзя (Пункт 18 ПБУ 6/01).
Для простоты часто организации выбирают единый способ начисления амортизации по всем объектам основных средств.


При начислении амортизации объектов основных средств способом уменьшаемого остатка можно применять коэффициент ускорения, но не выше 3. Его надо закрепить в учетной политике (Пункт 19 ПБУ 6/01).
Если у вас на балансе есть лизинговое имущество, то, чтобы по нему начислять амортизацию с повышающим коэффициентом, надо выбрать способ уменьшаемого остатка. Иначе лизинговый коэффициент, даже если он предусмотрен в договоре, нельзя будет применять при расчете амортизации в бухучете.


Если транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете к счету 10, надо определиться с порядком их признания в расходах:
(или ) полностью списывать их на финансовый результат по окончании каждого месяца;
(или ) списывать по среднему проценту, исходя из стоимости материалов, списанных за месяц.
При небольшом удельном весе транспортно-заготовительных расходов в выручке от реализации их можно полностью списывать на счета 20 "Основное производство", 25 "Вспомогательное производство" или на другие счета учета затрат (Пункт 88 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


При взвешенной оценке исходят из среднемесячной фактической себестоимости, при расчете которой учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц. Это самый простой способ списания.
При скользящей оценке определяют фактическую себестоимость материала в момент его отпуска (списания), при этом при расчете учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска (Пункты 16, 18 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 78 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


По продажным ценам можно учитывать товары, которые ваша организация планирует продавать в розницу (Пункт 16 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


Самый простой способ списания товаров - по средней взвешенной себестоимости.


Если в организации есть спецодежда со сроком службы более 12 месяцев, то независимо от стоимости ее можно учесть:
(или ) в составе материально-производственных запасов. Тогда стоимость спецодежды, переданной сотрудникам, включается в расходы равномерно (линейным способом) в течение срока ее службы (Пункты 13, 20, 26, 27 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н);
(или ) в составе основных средств с начислением амортизации исходя из срока ее службы (Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159).
Свой выбор надо закрепить в учетной политике.
(!) Помните, что в налоговом учете для целей расчета налога на прибыль стоимость спецодежды (Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ):
(или ) со сроком службы не более 12 месяцев (независимо от стоимости) или сроком службы более 12 месяцев, но стоимостью менее 40 000 руб. - включается в состав материальных расходов единовременно при передаче ее в эксплуатацию;
(или ) со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью более 40 000 руб. - включается в состав амортизируемого имущества (Пункт 1 ст. 256 НК РФ). Амортизация на нее начисляется по нормам, рассчитываемым исходя из нормативного срока службы.
Если у организации есть специальный инструмент, специальные приспособления и специальное оборудование, принципы их учета также надо закрепить в учетной политике (Пункты 9, 24 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).


В бухгалтерском учете теперь есть только обязательные резервы, которые необходимо создавать в случае, если в организации выполняются условия для создания таких резервов. Для некоторых резервов в учетной политике требуется закрепить принципы формирования таких резервов.
Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать резервы по оценочным обязательствам. Однако они должны создавать другие резервы - к примеру, резерв сомнительных долгов.


Определять доходы и расходы по кассовому методу можно, только если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (Пункт 1 ст. 273 НК РФ).


Если вы будете начислять амортизационную премию, то в учетной политике лучше закрепить порядок определения или сам размер (процент) этой премии.


Применение повышающих коэффициентов в налоговом учете возможно лишь в ряде случаев. К примеру, при лизинге или по ОС, работающим в условиях агрессивной среды (Статья 259.3 НК РФ).

Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно указать, что стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения, включая дополнительные расходы, которые учитываются при формировании себестоимости материалов в бухучете (в частности, комиссионные вознаграждения и таможенные пошлины).


Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно установить, что в покупную стоимость товаров включаются те же расходы, что и в бухучете. В частности, расходы на транспортировку, разгрузку, посредническое вознаграждение.


При создании некоторых резервов в учетной политике надо закреплять отдельные элементы этих резервов - к примеру, предельную сумму отчислений в резерв.

Проектом нового правительственного положения о счетах-фактурах предусмотрено, что нумерация всех счетов-фактур (на отгруженные товары, на полученные авансы и корректировочных) должна быть единая (сплошная). Однако как сейчас, так и в дальнейшем при нумерации авансовых и корректировочных счетов-фактур организация может применять специальные символы.


Как мы уже упомянули, учетная политика будет тем больше, чем разнообразнее операции. Так, учетную политику придется дополнить, если в организации есть:
(или ) производство собственной продукции, работ, услуг (потребуется как минимум закрепить принципы распределения расходов на прямые и косвенные, оценки НЗП и готовой продукции);
(или ) операции, облагаемые и не облагаемые НДС, или же операции, облагаемые по разным режимам налогообложения (потребуется закрепить порядок раздельного учета).
Также придется дополнять учетную политику, если в организации есть обособленные подразделения, производство товаров с длительным циклом, нематериальные активы и ряд других активов и операций.

бухгалтерский учет налог доход капитал

Учетная политика предприятия - это документ, который должен быть на каждом предприятии. Существует специальное Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Именно в нем дано понятие учетной политики, а также определено, какая информация должна содержаться в учетной политике.

Как указано в ПБУ 1/2008, учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Почему же каждая организация в обязательном порядке должна самостоятельно разрабатывать учетную политику? Дело в том, что законодательство позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам.

Например, законодательством установлены различные способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Поэтому организация должна самостоятельно выбрать наиболее удобный для себя способ начисления амортизации и записать свое решение в специальном документе - учетной политике организации.

Учетную политику организации формирует главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а утверждает руководитель организации соответствующим приказом.

Учетная политика обязательно должна содержать:

  • - рабочий план счетов бухгалтерского учета, который включает синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов (например, бухгалтерская справка);
  • - порядок проведения инвентаризации (сроки, причины);
  • - методы оценки активов и обязательств;
  • - правила документооборота (документооборот оформляется отдельным документом, в приказе об учетной политике дается ссылка на утвержденный документооборот) и технология обработки учетной информации;
  • - порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители и т.п.).

Помимо учетной политики для бухгалтерских целей, о которой говорится в ПБУ 1/2008, предприятию важно сформировать и учетную политику для целей налогообложения. В настоящее время требование об обязательном наличии такого документа содержит гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.

Один из важных аспектов учетной политики - выбор метода признания доходов (расходов). В настоящее время есть два способа отражения выручки в учете - "по оплате" (кассовый метод) и "по отгрузке" (метод начисления).

Применение кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учете возможно только теми организациями (за исключением банков), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

В учетной политике для целей налогообложения метод признания доходов и расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом требований ст. ст. 271 - 273 Налогового кодекса РФ.

Заметим, что в учетной политике предприятия отражаются не только метод признания доходов и расходов для бухгалтерского учета, но в обязательном порядке и момент определения выручки в целях налогообложения. Таким образом, предприятия на сегодняшний день, как правило, формируют две учетные политики - одна в целях бухгалтерского учета, а другая в целях налогового учета. Организация имеет право принять одну учетную политику (например, для бухучета) - по методу начисления, а другую - по кассовому методу. Однако подобные разночтения по учетной политике существенно усложняют учет на предприятии в целом, практически вынуждая вести два параллельных учета - один для налогообложения, другой - бухгалтерский.

Кроме того, необходимо понимать, что учетная политика для бухгалтерского учета отражает методы отражения в учете тех или иных операций, и впоследствии по данным бухгалтерского учета формируется бухгалтерская (балансовая) прибыль. Что касается учетной политики для налогового учета, то в соответствии с ней предприятие отражает доходы и расходы для формирования базы для налогообложения прибыли, а также НДС. Отметим, что "налоговая" прибыль может совершенно не совпадать с "бухгалтерской" прибылью. Это на сегодняшний день существенно усложняет работу бухгалтера, так как он обязан вести и бухгалтерский, и налоговый учет. Как же разобраться в том, какая прибыль является "бухгалтерской", а какая "налоговой" и в чем их существенное различие? В первую очередь необходимо помнить, что ведение бухгалтерского учета регламентируется Министерством финансов РФ, а ведение налогового учета в первую очередь основывается на требованиях, изложенных в гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Еще необходимо помнить, что такие налоги, как налог на прибыль и НДС, рассчитываются на основании данных, сформированных по налоговой учетной политике, а, например, налог на имущество - на основании данных бухгалтерского учета. В этой связи также стоит отметить, что налоговая учетная политика может быть не одинаковой в отношении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, то есть, например, налог на прибыль предприятия может определяться "кассовым методом", в то время как НДС с 2006 г. определяется исключительно "по отгрузке".

Предприятие не может поменять учетную политику в середине календарного (финансового) года. По мере возникновения дополнительных объектов учета (например, в III квартале предприятие стало заниматься новым видом деятельности) могут быть внесены дополнительные пункты и разделы в учетную политику. Изменения учетной политики допускаются при изменении законодательства, при разработке организацией иных приемов и способов учета, при существенных изменениях условий хозяйствования.

Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации.

В качестве приложений к учетной политике должен иметься перечень используемых счетов бухгалтерского учета и формы регистров налогового учета. По возможности учетную политику для целей налогообложения следует оформить отдельным документом, так как она регулируется совсем другим законодательством, чем бухгалтерская.

Важно отметить, что учетная политика предприятия - это документ, который в первую очередь призван выражать и защищать интересы предприятия. При выборе каждого существенного аспекта учетной политики нужно оценить экономическую эффективность того или иного из возможных методов учета и налогообложения для конкретного предприятия. Если в законодательстве нет однозначного требования, как именно должен учитываться, оформляться факт конкретной финансово-хозяйственной операции, то выбранный вами и закрепленный в учетной политике метод будет верным. Зачастую можно предусмотреть в учетной политике ряд допускаемых в законодательстве возможностей, которые в вашем конкретном случае облегчат налоговое бремя и позволят предприятию наиболее эффективно работать и развиваться.

В учетной политике отражены основные разделы учета. При этом нет необходимости переписывать все ПБУ по бухгалтерскому учету либо все положения Налогового кодекса РФ. Если приказ о применении учетной политики подписан 1 января 2008 г., то применяться политика начнет только с 1 января 2009 г. Также следует отметить, что учетная политика предприятия не может меняться чаще одного раза в два года, и только возможны дополнения к учетной политике либо изменения, связанные с изменениями в законодательстве.

В настоящее время существует несколько различных режимов налогообложения. При этом только некоторые режимы налогообложения налогоплательщик вправе выбрать к применению, другие - являются обязательными, если предприятие удовлетворяет определенным условиям.

В настоящей главе мы остановимся на самом распространенном и самом сложном одновременно - на применении общего режима налогообложения. Каждому из применяемых специальных режимов будет посвящена отдельная глава книги, где вы сможете ознакомиться с особыми условиями применения того или другого режима, а также иными особенностями, возникающими в бухгалтерском учете.

Итак, общий режим налогообложения предусматривает уплату всех соответствующих налогов и ведение бухгалтерского учета в полном объеме. При применении общего режима налогообложения к налогоплательщику применяются общие, а не специальные правила и требования. Практически любое крупное предприятие применяет именно общий режим налогообложения, т.к. любой специальный режим рассчитан в первую очередь на малый бизнес. Однако и большое число малых предприятий применяет общий режим налогообложения.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая – четвертая.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н .

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н .

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106 н .

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. № 154 н .

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н .

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44 н .

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26 н .

12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 56 н .

13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные факты» ПБУ 8/10. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.12.2010 № 167 н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32 н .

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н .

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153 н.

18. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 22 декабря 1995 г. № 331.

19. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

20. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71 а .

21. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66 н.

22. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента и порядков их заполнения. Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. № 154 н.

23. О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

24. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н.

25. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившими силу приказа Министерства финансов РФ от 15 января 1997 г. № 3». Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186 н.

7.2. Выбор системы бухгалтерского учета на малых предприятиях

В настоящее время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:

Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);

Бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;

Учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых предприятий обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.

Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством хозяйственных операций, а также на микропредприятиях.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 НК РФ. При этом учет основных средств и нематериальных активов они должны осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством по бухгалтерскому учету.

Индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).

Следует, однако, отметить, что норма законодательства об акционерных обществах (ст. 97 и 103 ГК РФ, ст. 29, 35, 42, 52, 78, 83, 84.6, 87–89, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывает акционерные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.

Для принятия решения по выявленному несоответствию следует иметь в виду, что законодательство по бухгалтерскому учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а законодательство об акционерных обществах является специальным. При выявлении таких несоответствий следует руководствоваться специальными нормативными актами (в данном случае – положениями ГК РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О также указывается на необходимость ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах. В письме Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/131 подтверждается мнение данного ведомства об обязанностях акционерных обществ, перешедших на УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) также обязывают ООО вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и утверждать распределение убытков (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18,

23, 25, 45, 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Данные бухгалтерской отчетности необходимы ООО для принятия решения по выпуску облигаций (ст. 31 Федерального закона № 14-ФЗ), по увеличению уставного капитала (ст. 18), расчета доли участника в уставном капитале (ст. 25) и в ряде других случаев.

Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142 высказывает мнение об обязанности АО и ООО, перешедших на применение УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение подтверждается также письмом Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-13-04/2/200: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета».

В письме Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 вновь указывается на необходимость вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность «…всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшими на упрощенную систему налогообложения».

Необходимость учета складочного капитала и составления баланса полным товариществом обусловлена п. 1 ст. 78 ГК РФ. Вкладчик товарищества на вере имеет право в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества.

Предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, также ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Кроме того, следует иметь в виду, что при потере права на применение УСН в течение года предприятие обязано восстановить бухгалтерский учет задним числом с начала квартала. При отказе от УСН с начала отчетного года для определения вступительных остатков по данным бухгалтерского года также требуется восстановление бухгалтерского учета задним числом.

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета нужно также принимать во внимание роль бухгалтерского учета в управлении предприятием, важность бухгалтерской отчетности в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, инвесторами и другими пользователями информации.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях всех организационно-правовых форм, а также на большей части микропредприятий. При этом на микропредприятиях можно использовать упрощенную форму бухгалтерского учета.

7.3. Элементы учетной политики на малых предприятиях, обусловленные изменениями в нормативных документах по бухгалтерскому учету

С целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) внесены существенные изменения в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010. Внесенные в указанные ПБУ поправки применительно к малым предприятиям носят разрешительный характер и их применение должно быть закреплено в учетной политике организации. Следует при этом отметить, что внесенные в перечисленные ПБУ изменения не распространяются на малые предприятия в форме кредитных организаций и на малые предприятия, являющиеся элементами публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики оказавшие (способные указать) существенное влияние на финансовое положение организации, ее финансовые результаты в перспективе.

Пункт 14 ПБУ 22/2010 разрешает малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного перерасчета. Это означает, что исправления вносятся в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, и прошлые периоды пересчитываться не будут.

В учетной политике малые предприятия обязаны указать что:

Они используют право на перспективное отражение последствий изменений учетной политики;

Они отражают последствия изменений учетной политики в общем порядке;

Они исправляют существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета;

Они исправляют указанные ошибки в общем порядке.

По всем нижеизложенным элементам учетной политики малые предприятия отражают в учетной политике свое решение об использовании предоставленных им прав или они намерены осуществлять учет по перечисленным элементам в общем порядке.

Малым предприятиям строительной отрасли разрешено не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 7 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н).

Малые предприятия вправе признавать расходы после погашения задолженности, не дожидаясь передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (товар, работу, услугу).

В соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н малым предприятиям необязательно соблюдать все требования ПБУ 9/99 для признания в бухгалтерском учете выручки, в том числе требование о переходе прав на продукцию (товар, работы, услуги) от организации к покупателю (п. 1 приказа).

Малым предприятиям разрешено полностью включать в прочие расходы затраты по займам, в том числе проценты, включаемые прочими организациями в стоимость инвестиционного актива (п. 6 приказа). Согласно пункту 3 приказа

Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) малые предприятия не обязаны использовать ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в отношении порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности все финансовые вложения на любую отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. не осуществлять корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость (п. 4 приказа).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие системы бухгалтерского учета могут применяться на малых предприятиях?

2. Могут ли акционерные общества осуществлять учет в соответствии с нормами НК РФ?

3. Каковы особенности упрощенной формы бухгалтерского учета?

4. Каким приказом Минфина РФ внесены существенные поправки в положениях по бухгалтерскому учету с целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности?

бухгалтерский учет малый регистр

Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/08 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухучета -- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Структура учетной политики:

  • Ш рабочий план счетов;
  • Ш формы первичных документов, принимаемых для оформления хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Ш порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • Ш правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • Ш порядок контроля за хозяйственными операциями и т.п.

ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ №106н от 6 октября 2008 г. Положение включает четыре раздела:

I. "Общие положения" (в котором дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

II. "Формирование учетной политики". Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

III. "Изменение учетной политики". Изменения учетной политики на следующий год отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности и могут производиться в случаях:

  • · изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
  • · разработки организацией новых способов ведения бухучета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • · существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

IV. "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Это амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

При разработке и утверждении учетной политики организации преследуются 2 основные цели: закрепление выбранных способов ведения бухучета и регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухучета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.