Страховщик в системе обязательного пенсионного страхования. Рассмотрим пенсионное страхование и его основные виды

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Согласно законодательству, с 2015 года производится преобразование страховой части пенсионных накоплений в отдельный вид - страховую пенсию. Так как существует несколько видов пенсий, не все понимают, что это и из чего формируется. О том, что такое страховая пенсия, будет рассказано в данной статье.

Понятие

Страховая пенсия - что это? Подобным вопросом задаются граждане, столкнувшиеся с таким термином. Из самого названия видно, что данная пенсия формируется по принципу страхования. То есть в течение всего периода, когда работодатель отчисляет за своего сотрудника обязательные страховые взносы в у работника формируется страховая пенсия. Ее размер напрямую зависит от зарплаты. По наступление страхового случая, то есть достижения пенсионного возраста и отсутствия возможности работать дальше, гражданин начинает получать ежемесячные государственные выплаты.

Для чего это необходимо

Так как взамен трудовой пенсии будет действовать новый вид выплат, следует разобраться, в чем их отличия и для чего они нужны. Не стоит паниковать и делать как привыкли наши граждане, столкнувшиеся с чем-то неизвестным и новым. На самом деле все очень просто, и главное, что следует понять: чем выше заработная плата человека, тем выше страховые отчисления и, соответственно, больше размер пенсии. Если раньше гражданин мог получать только определенный размер пенсионных выплат, то сегодня он вправе сам определять размер своей пенсии в будущем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем больше будет зарабатывать сотрудник, тем выше окажутся его страховые пенсионные выплаты, которые в будущем смогут определять размер его дохода.

Как формируется

Как было сказано выше, страховая пенсия формируется за счет обязательных страховых выплат работодателя за своего сотрудника. Общий размер взносов составляет 22% по обязательному пенсионному страхованию. Данные проценты делятся на солидарный тариф, который равен 6%, и индивидуальный тариф, равный 16%. Солидарный тариф предназначается для финансирования фиксированных выплат. На выбор гражданина предлагают два варианта пенсионного обеспечения. В зависимости от своего индивидуального решения он может выбрать, какая часть процентов будет идти на формирование страховой пенсии. Например, индивидуальный тариф, составляющий 16% взносов, может полностью идти на накопление страховой части пенсионных отчислений. Либо, как в другом варианте, 6% могут идти на накопительную пенсию, а 10% - формировать страховую. Таким образом, становится понятно, для чего были введены изменения в законодательство о страховой пенсии, и о том, как она формируется.

Трудовая страховая пенсия

Данный вид пенсии интересует практически все работающее население страны. Именно он является основным для расчета пенсионных накоплений и как общий размер поступлений в конечном итоге. Он формируется из двух частей - это накопительная и страховая пенсия. Что это за понятие, будет рассказано немного ниже. Главное, о чем стоит знать, что самостоятельно рассчитать размер данной пенсии очень проблематично, для этого используют несколько коэффициентов и формул. Тем более что по достижению пенсионного возраста гражданина может поменяться очень многое.

Итак, понятие трудовой страховой пенсии означает наличие у человека страхового стажа не менее шести лет, за что государство гарантирует ему ежемесячные выплаты по наступлению страхового случая. В данном случае это будет достижение пенсионного возраста.

Как рассчитать размер трудовой страховой пенсии

Как было сказано выше, чтобы рассчитать размер данной пенсии, необходимо воспользоваться специальными формулами и коэффициентами. За основу расчетов берет две части пенсии - страховую и накопительную. Страховая пенсия - что это и как ее вычислить, было рассказано выше, а вот то, как узнать размер накопительной, будет сейчас описано. Накопительная часть пенсии формируется по желанию гражданина, то есть он имеет право выбрать только один вид пенсионного обеспечения. Таким образом, сформировать накопительную пенсию можно по своему собственному усмотрению. Ее размер будет соответствовать 6% ежемесячных обязательных отчислений.

Чтобы узнать размер трудовой пенсии по страховым отчислениям, необходимо сложить страховую и накопительную части. Чтобы высчитать страховую часть, нужно воспользоваться следующей формулой: СЧ=ПК/Т+Б. Здесь СЧ - это непосредственно страховая часть; ПК - сумма капитала, определяющая величину на момент назначения пенсионных отчислений по возрасту; Т - срок, в котором ожидается выплаты по возрасту; Б - базовая составляющая трудовой пенсии, она является фиксированной, ее размер можно узнать у своего управляющего пенсионного фонда.

В законе о страховой пенсии сказано, что ее размер подлежит ежегодной индексации в зависимости от роста потребительских цен. расчет размера трудовой пенсии будет зависеть от изменения сразу нескольких факторов, влияющих на уровень жизни и ценообразование продовольственной корзины.

Кто может рассчитывать на пенсионное обеспечение

Страховая выплачивается гражданам, достигшим пенсионного возраста. Для женщин он составлять 55 лет, для мужчин - 60. С 2015 года, чтобы получать страховую пенсию по старости, необходимо иметь отчисления на протяжении шести лет минимум.

Лица, ежемесячно отчисляющие страховой взнос в ПФР, могут рассчитывать на пенсионные выплаты по достижению нужного возраста, если величина будет не менее 30.

Как позаботиться о своей пенсии

Старая пенсионная система, плавно перешедшая из советских времен в современные экономические реалии, показала свою недееспособность. Именно поэтому произошла реформа, которая изменила общий подход и взгляд на обязательные ежемесячные отчисления граждан. Сегодня каждый человек может самостоятельно позаботиться о своей будущей пенсии. Достаточно грамотно подойти к этому вопросу, чтобы потом не делать удивленный вид и говорить: «Страховая пенсия - что это?». Как было сказано выше, ежемесячные отчисления способны влиять на размер будущих доходов, когда уже не будет возможности работать. Таким образом, не стоит скрывать свой размер заработной платы, чтобы в будущем не оказаться с минимальными поступлениями. Можно самостоятельно делать выплаты в накопительную часть и таким способом увеличивать размер будущих доходов.

Что такое досрочная пенсия

Некоторые граждане могут получать пенсионные выплаты ранее требуемого срока, то есть мужчины - до исполнения шестидесяти лет, а женщины - до пятидесяти пяти соответственно. Право на получение досрочной пенсии имеют лица, работающие, например, в тяжелых условиях. В зависимости от на одном месте можно выделить три списка. К какому из них относится отдельное лицо, необходимо уточнять в Пенсионном фонде России.

Досрочная пенсия имеет множество нюансов при оформлении, поэтому гражданин, работающий в тяжелых условиях труда, должен собрать все необходимые документы, подтверждающие выслугу лет. Не лишним будет включить в список документов справки с рабочего места, так как трудовой книжки недостаточно.

Устройство пенсионной системы в России

В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации отвечает за следующие виды пенсий, на которые у него есть полномочия формировать, назначать и выплачивать нетрудоспособным слоям населения:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • трудовая;
  • негосударственная.

В зависимости от желания каждый гражданин имеет право формировать пенсию по своему усмотрению. Это касается трудоспособного населения, рабочий стаж которого еще не достиг определенного уровня. Например, можно отчислять проценты от своих доходов как в государственные пенсионные фонды, так и в негосударственные (НПФ). Если вкладчик сделал выбор в пользу негосударственных пенсионных фондов, то с момента подписания договора у двух сторон появляется ответственность. Гражданин обязуется ежемесячно отчислять процент от своей заработной платы, а фонд берет на себя обязательство выплачивать ему ежемесячные отчисления с момента потери трудоспособности.

Страховая пенсия по старости также может выплачиваться и через негосударственные пенсионные фонды. С начала 2015 года, с введением нескольких реформ, касающихся выплат неработающим гражданам, появилась такая особенность: если рабочий стаж гражданина менее установленного и накопленные баллы недостаточны, то он может получать выплаты только через пять лет. Таким образом, страховой стаж для пенсии значительно зависит от благосостояния каждого человека, проживающего на территории РФ.

С недавнего времени, а именно с введением в 2015 году, государство взяло на себя ответственность только за один вид обязательных выплат - страховую пенсию. Поэтому человек, решивший делать отчисления и в пользу накопительной системы, полностью берет на себя такие обязательство самостоятельно. В любом случае размер страховой пенсии будет зависеть от каждого гражданина. Государство может выплачивать только базовое пособие и только в определенных случаях.

Для людей, занимающих должности в сельском хозяйстве, правительство сделало небольшие добавки к пенсионным баллам. Например, для работников, имеющих стаж более тридцати лет и постоянно проживающих на территории сельской местности, предусмотрена прибавка к пенсии.

Многодетные матери также получат дополнительные баллы для расчета обязательных выплат государством.

Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации определенных прав граждан и иностранцев, проживающих в РФ. Добровольное страхование выступает дополнением к нему.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причиной такой трактовки договорного управления рисками считается недостаточная эффективность гарантий по обязательному страхованию относительно защиты материальных интересов всех социальных групп населения.

Что это такое

Добровольное пенсионное страхование – это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Основывается на аналогичных с обязательным страхованием принципах. Для проведения добровольного страхования необходимо волеизъявление сторон.

Оно основывается на договоре, согласно которому не государство устанавливает размер и порядок начисления страховых взносов, а сам заинтересованный в получении достойной пенсии гражданин.

Добровольное страхование выступает дополнением к . Накоплением денежных средств занимаются различные финансовые и страховые компании. Внебюджетные фонды к формированию средств не имеют отношения.

Добровольное страхование является гарантией достойного материального обеспечения работника в старости. Установленный минимальный размер пенсии не позволяет полноценно жить и удовлетворять потребности человеку пенсионного возраста.

В этом правиле есть исключения, но встречаются они редко. Именно поэтому как дополнение к обязательному страхованию было создано добровольное пенсионное страхование.

Выплаты по данному виду страхования гарантируют застрахованному достойный доход в старости, независимо от размера начисленной трудовой пенсии. Метод объединения двух видов страхования широко применяется в США, Британии, Франции, Канаде и Германии.

Поэтому пенсионный период работников в этих странах является предметом для мечтаний всех трудящихся РФ. За счет средств, накопленных по добровольному страхованию, западноевропейские и американские пенсионеры живут в достатке и активно путешествуют по миру.

Добровольное пенсионное страхование дарит каждому работнику альтернативу. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя страховщика с самыми оптимальными тарифами и условиями страхования.

Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

Функции

Схема: функции добровольного пенсионного страхования.

Накопление пенсионных средств осуществляется за счет взносов, которые застрахованный вносит по договору добровольного страхования.

На основании выплаченных за установленный период взносов формируется сумма страховых выплат при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста). Ее называют дополнительной пенсией.

Страховщики по договору следят за полным и своевременным исполнением обязательств относительно выплат взносов второй стороны.

За невыполнение условий страхового соглашения предусмотрена обоюдная гражданско-правовая ответственность. При наступлении страхового случая, предусмотренного договором, страховщик обязан открыть выплату дополнительных пенсий.

Кто является субъектами

Страховщиками по такому виду страхования выступают:

  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

НПФ – это некоммерческие организации целью деятельности которых является организация добровольного страхования и негосударственное обеспечение участников фонда ( ФЗ №75).

Участником НПФ может стать любое физ. лицо, независимо от гражданства. Вкладчик в данных правоотношениях выступает страхователем. Именно им считается лицо, которое выплачивает страховые взносы в пользу частника или пенсионера фонда.

Вкладчиками могут быть:

  • физ. лицо (гражданин России или иного государства);
  • иностранное или зарегистрированное в РФ юр. лицо;
  • органы исполнительной власти.

Участником и пенсионером физ. лицо может считаться в нескольких фондовых организациях. Но это правило не распространяется на вкладчиков.

Договор добровольного пенсионного страхования

Это соглашение между НПФ, страховой компанией и страхователем в пользу участника, согласно которому страховщик обязуется при наступлении пенсионного срока выплачивать дополнительные денежные средства, сформированные в процессе выплаты страховых взносов.

Если выгодоприобретателем по договору выступает персонально физ. лицо, которое заключило соглашение в свою пользу, то могут проводиться следующие выплаты:

  • пенсии;
  • единовременные пенсионные пособия;
  • выкупные суммы.

При расторжении соглашения третьи лица не могут претендовать на получение отступного вознаграждения.

Относительно этих субъектов установлено только два вида выплат: пенсии и единовременные пенсионные пособия. Пенсионный контракт со страховщиком может быть заключен как юридическим, так и физ. лицом.

Юридическое лицо не имеет права заключать договор в свою пользу. Выгодоприобретателем должен быть участник фонда, пенсионер или иные третьи лица.

НПФ при заключении соглашения, так же как и страховые компании, вправе использовать типовые формы, которые установлены для подобных документов.

Для договора добровольного пенсионного страхования установлена обязательная письменная форма.

Реквизиты документа следующие:

  • информация о сторонах договора;
  • предмет;
  • информацию о третьих лицах выгодоприобретателях;
  • номер, специальные данные и название схемы;
  • субъективный комплекс сторон;
  • регламент выплаты страховых взносов;
  • информация об ответственности сторон;
  • срок действия договора;
  • порядок и условия для прекращения или расторжения соглашения;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты или паспортные данные вкладчика.

По договору добровольного пенсионного страхования перед страховщиком существует два основных обязательства:

  • накопление денежных сумм относительно вкладчика;
  • выплата пенсий и иных денежных вознаграждений относительно пенсионеров и участников фонда.

Моментом возникновения обязательств является день внесения первого страхового взноса. Договор прекращается, если обязательства двух сторон выполнены или при наступлении других причин, достаточных для прекращения или расторжения соглашения.

Условием возникновения обязательств у страховщика выступает надлежаще оформленный пенсионный договор.

Накопительным периодом, установленным в соглашении, считается временной интервал между возникновением обязательств и полным их выполнением.

Накопительные обязательства по договору подлежат исполнению по месту нахождения страховщика. Основным обязательством НПФ или страховой компании является выплата дополнительной пенсии.

Действие пенсионного договора прекращается:

  • при полном выполнении обязательств страховщика перед вкладчиком и участником;
  • при расторжении соглашения;
  • в связи со смертью участника или пенсионера, а также при признании его безвестно отсутствующим или умершим;
  • в связи с ликвидацией юр. лица, выступавшего вкладчиком;
  • при наступлении определенного соглашением форс-мажора.

Пенсионное соглашение расторгается:

  • по договоренности сторон;
  • при переходе вкладчика в другой фонд по его требованию;
  • при нарушении вкладчиком установленного порядка выплаты страховых взносов (одностороннее расторжение);
  • при нарушении условий договора одной из сторон в судебном порядке.

При заключении соглашения вкладчиком в свою пользу он имеет право требовать расторжения договора в любую минуту. Договор прекращается не ранее, чем через 3 месяца после подачи вкладчиком заявления о расторжении.

Условия пенсионного соглашения могут быть изменены по инициативе страхователей или застрахованных лиц. Вкладчики и пенсионеры могут в любой момент обратиться с требованием об изменении положений пенсионного соглашения.

Страхователь по договору вправе провести замену участников или пенсионеров в двух случаях:

  • до выплаты первого взноса;
  • до получения участником или застрахованным первой дополнительной пенсии.

Страхователи и застрахованные лица вправе провести замену пенсионной схемы, выбрано при заключении договора. Контракт, заключенный в пользу вкладчика, дает преимущественное право последнему на изменение пенсионной схемы в любой момент.

Отличия от обязательного

Существует ряд следующих отличий ДПС от обязательного страхования:

  • первое гарантируется договором, а второе государством;
  • первое требует волеизъявления сторон, второе – проводится в обязательном порядке;
  • добровольное страхование позволяет на усмотрение страхователя выбирать тарифы и порядок выплаты взносов; тарифы и база налогообложения по обязательному страхованию устанавливаются действующим законодательством;
  • страхователь по договору добровольного страхования самостоятельно выбирает организацию, которая будет накапливать его пенсионные средства; взносы по обязательному страхованию выплачиваются в ряд определенных внебюджетных фондов;
  • бюджет НПФ формируется за счет доходов от инвестиционной деятельности и вкладов любых юридических и физических лиц; бюджет государственных фондов обязательного страхования создается за счет взносов работодателей, а также лиц, занимающихся определенными видами деятельности;
  • в добровольном страховании более важным понятием является схема страхования, в то время когда в обязательном основными показателями выступают тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

В пенсионной сфере добровольное страхование выступает дополнением к обязательному. Именно поэтому основные выплаты по страховому договору именуются дополнительной пенсией.

Какие бывают программы

Программы добровольного пенсионного страхования разрабатываются НПФ и страховыми компаниями для привлечения вкладчиков и инвестиционного капитала. Существуют корпоративные и индивидуальные программы.

Содержание:

  1. Пенсионная система России
  2. Формы пенсионного страхования
  3. Как формируется пенсия?
  4. Страховые взносы
  5. Оформление пенсии
  6. Контроль

Государственное пенсионное страхование - это разновидность долгосрочного страхования жизни, при котором страхователь в общеобязательном порядке единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию.

Пенсионная система России

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования и одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров.

Государственная пенсионная система в РФ имеет всеобщий характер. С одной стороны, предусматриваются все виды пенсий, которые в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда применяются в мировом сообществе - по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям в случае потери кормильца. С другой стороны право, система дает право на пенсию при определенных условиях и предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью или проходящим государственную, включая военную службу. Граждане, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.

Формы пенсионного страхования

Виды пенсионного страхования назначения пенсии, сложившиеся в РФ, подразделяются на:

  1. обязательное пенсионное обеспечение, которое назначается в случае наступления старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца в общеобязательном порядке;
  2. добровольное, охватывающее пенсии, выплачиваемые в счет взносов, оплачиваемых работодателями совместно с самостоятельными пенсионными накоплениями граждан.

Обязательное пенсионное страхование - это система юридических, экономических, координационных мероприятий, разработанных государством, направленных на возмещение гражданам страны в общеобязательном порядке любых видов заработка, которые он имел ранее до начала пенсионного возраста.

Пенсионное страхование выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом РФ (обязательное), а второй формой является негосударственное страхование - добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.

Назначение пенсионного страхования

Забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной заботы является выплата пенсий и социальных пособий. Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Для некоторых категорий граждан невозможным обеспечить свое существование делают полученные травмы и увечья, сделавшие их инвалидами. Поэтому, государство обязано обеспечить таких граждан правом на достойную и обеспеченную старость.

Что такое государственная пенсия?

Государственная пенсия - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в общеобязательном порядке в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Как формируется пенсия?

В пользу каждого гражданина ведется личный учет в Пенсионном Фонде России. В качестве подтверждения регистрации гражданина в системе государственного пенсионного страхования каждый гражданин получает свидетельство государственного пенсионного страхования, в котором указан его уникальный Страховой номер.

Работодатель, начисляя работнику заработную плату, делает дополнительные отчисления в социальные фонды. Сами работники никаких отчислений в социальные фонды не делают.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком, который обеспечивает обязательное государственное социальное страхование, выступает Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Застрахованными лицами являются граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;
  • другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Обязательное пенсионное обеспечение

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом в общеобязательном порядке при наступлении страхового случая в виде выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Его система включает:

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Страховые взносы

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов, среди которых выделяют два вида:

  • для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Оформление пенсии

Для оформления пенсии необходимо лично подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту жительства. Также допускается, чтобы документы принес представитель. Если у гражданина нет регистрации по месту жительства, то он вправе обратиться в территориальный орган по месту пребывания.

Стандартный пакет документов для оформления государственной пенсии включает: паспорт и трудовую книжку. В индивидуальных случаях могут понадобиться:

  • справка о присвоении инвалидности;
  • справка о размере среднемесячного дохода;
  • документы об изменении персональных данных и другие документы.

Заявление рассматривается Пенсионным фонде в течение 10 рабочих дней со дня его приема. Пенсионное обеспечение назначается с 1 числа месяца, в который был подан документ от гражданина.

Контроль

Контроль за использованием средств на государственное социальное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию - часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам трудовых пенсий за счет страховых взносов. Отношения, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над начислением и уплатой страховых взносов, регулируются Законом о страховых взносах и Законом об обязательном пенсионном страховании. Согласно ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании на с 2011 г. установлены следующие тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, производящих выплаты физическим лицам): всего 26,0% от базы для начисления страховых взносов; на финансирование страховой части трудовой пенсии: а) для лиц 1966 г.р. и старше - 26,0%; б) для лиц 1967 г.р. и моложе - 20,0%; на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе - 6,0%. На 2012 – 2013 годы указанные величины составляют соответственно 22%, 16%, 6%. А на выплаты сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов – 10%. Кроме того, введено разделение тарифа на солидарную и индивидуальную части. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной не влияет на показатели, определяющие размер трудовой пенсии застрахованного лица. Индивидуальная часть составляет соответственно 16%, 10% (формируют расчетный пенсионный капитал) и 6% (формируют пенсионные накопления) в пределах максимальной величины базы для начисления страховых взносов.

Самозанятые лица (индивидуальные предприниматели и т.д.) уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года (произведения минимального размера оплаты труда на соответствующий тариф, увеличенного в 12 раз).

Влияние некоторых нестраховых периодов (например, уход родителем за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.) на объем пенсионных прав граждан обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Важнейшим средством обеспечения функционирования обязательного пенсионного страхования, в т.ч. взаимосвязи уровня обеспечения с трудовым вкладом застрахованного лица, является индивидуальный (персонифицированный) учет.

Подсистема управления. В подсистему управления входят ПФР, его региональные отделения в субъектах РФ и управления в городах и районах.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. Страхователи - это лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Страховщиком выступает ПФР. Застрахованные лица - те, на которы е х распространяется обязательное пенсионное страхование. Это лица, работающие по трудовому договору, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и др.



Пенсионный фонд осуществляет контроль над правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, ведет учет средств, поступающих по обязательному социальному страхованию. В обязанности ПФР входит также ведение индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов, обеспечение режима ведения специальной части индивидуального лицевого счета. Кроме того, ПФР обеспечивает своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования.

Непосредственную деятельность по назначению и выплате трудовых пенсий осуществляют управления ПФР в городах и районах, которые являются федеральными государственными учреждениями.

Часть полномочий страховщика в отношении средств пенсионных накоплений и производимых за их счет выплат могут осуществлять негосударственные пенсионные фонды.

Подсистема субъектов обеспечения. Субъектами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются застрахованные лица, а в предусмотренных законодательством случаях - и члены их семей. В отдельных случаях получателями пенсий за счет средств ПФР могут быть федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие по контракту, а также граждане из числа работников летно-испытательного состава.

Подсистема видов обеспечения. Видами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Кроме того, к обеспечению по обязательному пенсионному страхованию относятся выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, а также единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. Сюда же следует отнести долю страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, а также долю страховой части трудовой пенсии по старости устанавливаемую к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Наконец, страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Правовая подсистема. Она включает нормативные правовые акты о пенсионном обеспечении. Одни из них посвящены финансовым и организационным вопросам, другие - условиям возникновения права на пенсии, исчислению их размера, выплате пенсий, их пересчету и т.д., третьи - вопросам предоставления пенсий. В первую группу входят: Закон о страховых взносах, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о дополнительных страховых взносах, Федеральные законы от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и др.

Вторую группу составляет Закон о трудовых пенсиях, а также часть норм Федеральных законов от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В третью группу, кроме Закона о трудовых пенсиях, входят такие подзаконные акты, как Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, а также Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденный постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19 па.